Bike in City

Обзор Specialized Roubaix 2017: шоссекс и гладкие дороги

The Roubaix Why

*Немного истории, для понимания наследственности

Specialized не первый год встряхивают рынок шоссейных велосипедов. Одним из таких «нарушителей спокойствия» является линейка Roubaix, названная так в честь, пожалуй, самой известной однодневной велогонки в мире. Где Рубе, там брусчатка, и способность ездить по сложному покрытию является киллер–фичей нестандартного шоссера от Спеша.

Эволюция Roubaix проходила в три этапа (если я что-то упустил — не молчите). Первая вариация выглядела как стандартный представитель шоссейного семейства, разве что он имел более короткую базу, слопинг и податливый подседельный штырь для гашения вибраций. Вот, к примеру, Рубе модификаций 2005, 2007 и 2008:

Потом случилось интересное. То ли инженерам дали волю, то ли маркетологи получили хорошие бюджеты и пришли требовать от конструкторского бюро чего-то нестандартного, но в итоге мы увидели Roubaix с выступающими эластомерными вставками Zertz в задних перьях и вилке (насколько я понимаю, до этого данные вставки тоже присутствовали, но носили скорее декоративную функцию и были расположены просто вдоль перьев). Вот вам Roubaix 2008 года, но гоночный топ — S-works.

Решение оказалось настолько удачным, что концепция Roubaix не менялась много лет. Для примера, 2011 и 2013 год, на последнем появилась только внутренняя проводка рубашек.

 

По снимкам хорошо видно, как из года в год эволюционировал велосипед. В 2014 году вышел SL4, который был прям красавчиком и разошелся хорошим тиражом. Вот попробуйте найти разницу между модификацией 2014 и 2016 года (черно-зеленый, кстати, принадлежит Диме Петрову, он написал отличный обзор).

Так что основа концепта Roubaix Sl4 — компактная геометрия, виброгасящие (и реально работающие) вставки Zertz и флексирующий подседельный штырь (с 2015 года хитрой конструкции CG-R — его можно увидеть на Рубе Петрова выше). Но Спеши на этом не остановились.

Кто вы, Мистер Грин?

— Ребята, Рубе в коробке уже в Экстреме! На когда он вам нужен?
— Я уже одеваюсь и еду! Какой цвет?
— Вроде оранжевый 🙂

И тут меня ожидал первый приятный сюрприз. Да, оранжевый Рубе был, но 56–ой ростовки и уже под бронью. А в моей 54–ой приехал вот такой зеленый красавец.

Возможно, именно цветовая схема (мое любимое сочетание) заставила меня проникнуться симпатией к велосипеду с первого взгляда.

Вторым, добивающим ударом был фит.


Не знаете, что такое фит? Body Geometry Fit — это божественное изобретение умных людей, которое заключается в правильном усаживании человека на велосипед. При этом учитываются и замеряются гибкость ездока, ассиметрия тела (она есть у всех, смиритесь), старые травмы и индивидуальные особенности. Вам подбирают седло, вынос, меняют положение шипов на контактах и т.д. В результате вы сидите максимально удобно и при этом крутите с наибольшей эффективностью.


Велосипед на станке, переодеваюсь и сажусь крутить педали. Подошла Марина (она делала BGFit), начала мерять углы разгибания колен, соосность и другие дикие фит-штуки. Отходит и говорит: «Ничего не понимаю, ты практически идеально на него сел». Да, вот так бывает, попадение в ростовку решает.

Из реальных изменений сделано было две вещи, вроде бы незначительные, но, как оказалось, очень нужные. Первое — мне сместили шип на правой туфле на 1 мм. Второе — консилиум из трех участников постановил, что нужен вынос покороче, миллиметров 60. Вот так на породистом шоссере оказался вынос от Specialized Enduro. Гравити, все дела 🙂

Замеры, пардон, задницы тоже показали, что установленный стоковый Phenom на 143 мм должен подойти. Вообще про фит у нас должен выйти отдельный большой материал, ожидайте.

Ну окей, на вел усадили, кофеем напоили. А что по сути вопроса? Тут все очень интересно. Но сперва попросим помощи у красивой девушки. Точнее велосипеда для девушки. Поздоровайтесь с Ruby SL4 — тот же Рубе, но адаптированный под женщин.

*дальше начинается дикий технологический bullshit, специально для очень любознательных и дотошных. Если же вы нормальный человек, можете сильно не вчитываться

Руби как раз представляет период доведения до идеала конструкции предыдущего поколения. Едет чудесно, выглядит прекрасно. Но в нем сейчас устарело вообще все. Поменялась концепция и стандарты.

Судите сами, в поколении 2010-2016 точки аммортизации были ниже, на фреймсете за виброгашение отвечали еластомерные вставки Zertz в изгибе задних верхних перьев и на нижней трети вилки.

За счет этого конструкция «играла» на неровностях и обеспечивала комфорт ездоку. Но вот жесткие ускорения и высокие нагрузки уже выходили за рамки специализации велосипеда. Потери мощности были довольно ощутимые. Фактически была реализована концепция softtail и вся конструкция была несколько мягковата.

Посидели инженеры Спеша, пригласили к себе маркетологов. Через трое суток заточения и пятого пакета растительных веществ кто-то воскликнул — «А давайте туда впихнем пружину!»

Не первый год различные производители пытаются решить уравнение «жесткость—упругость—комфорт—скорость». Например, Pinarello для команды Sky выпускает специальные велосипеды Dogma K8-S с эластомерным аммортизатором сзади (ход около 10мм).

Cannondale пошел дальше традиционного Synapse и выпустил Slate — чудо-велосепед с мтб-геометрией и полноценной вилкой Lefty Oliver с ходом в 30мм. Правда, это уже не совсем шоссе.

А вот Specialized придумали Future Shock.

Все очень просто — это система микроподвески, фактически подпружиненый вынос. Реализовано очень толково: в шток вилки вставляется специальный картридж и фиксируется, а уже в верхней части этого патрона цепляется вынос. Конструкция выходит жесткой, не люфтит и легко обслуживается.

Нижняя часть прикрыта специальной крышкой с двумя винтами, которые позволяют регулировать затяжку подшипников. Внешне весь механизм выглядит очень технологично и привлекает внимание.

Нижняя часть прикрыта специальной крышкой с двумя винтами, которые позволяют регулировать затяжку подшипников. Внешне весь механизм выглядит очень технологично и привлекает внимание.

Нюансом реализации стала высота самой конструкции, к тому же руль на новом Roubaix также имеет небольшой подъем, такие себе крылья чайки.

Но никакого дискомфорта при езде не возникает. Рулевой стакан не очень высокий, это компенсирует размер конструкции. Плюс в комплекте идет крышка с более низким профилем, плюс можно менять высоту выноса проставочными кольцами. Но вот что тогда делать с торчащим картриджем не ясно — его не обрежешь как шток.

Кроме крышки в комплекте идут две сменные пружины — средняя и мягкая. Жесткая (желтая) стоит в стоке и ее мы не меняли, для моих 100 кг подошла идеально.

Это не просто фича, это showstopper. Каждый, кто видит Roubaix, подходит и начинает жмакать руль 🙂 Мы даже сделали видеоподборку таких моментов, скоро смонтируем.

Мистер Зеленый на каждой покатушке оказывался окруженным вниманием.

Что касается future shock в деле, то я не ожидал такой продуманности. Ход всего 20 мм, но их полностью хватает для компенсации неровностей покрытия, ямок и даже ненавистных поперечных трещин в асфальте (автодор, гори в огне).

До знакомства с велосипедом меня смущали два нюанса: отсутствие локаута и демпфера. Все оказалось просто — они здесь не нужны. Паразитной раскачки нет вообще, работает амморт очень упруго и отрабатывает только реальные дефекты. За поглощение вибрации больше отвечает карбоновая вилка. Это ощущение сложно описать, но все тестирующие делились схожими ощущениями от работы механизма.

И самое интересное — future shock практически монолитен при силовом педалировании стоя, «танцовщицей». Вектора прикладываемой силы и рабочий вектор аморта не совпадают — это потрясающе. Хотя есть у меня подозрения, что локаут может появиться в модификациях следующих лет, нужно же будет добавлять какие-то фичи. Точно так же можно предсказать, что со временем амортизатор сделают пневматическим.

На что у меня нет ответа, так это на вопрос: «Не начнет ли конструкция люфтить со временем». Направляющие выглядят надежно и адовых нагрузок не испытывают. Даже если вы убьете механизм подчистую, его замена займет около 2 минут и в продаже (или сервисе) они быть должны.

Что еще изменилось в конструкции? Подседельный узел.

Первое, что бросается в глаза — уехавшие вниз верхние перья и отсутствие между ними перемычки. Перья стали шире и жестче. И самое главное, подседельный зажим тоже съехал. Теперь он выглядит космически, но стал несколько неудобным. Ведь для регулировки высоты седла нужно откручивать два винта (шестигранником на 4 мм) и потом равномерно их затягивать — мука еще та. Но сделано это было не только для красоты. За счет такого занижения точки фиксации, подседел может гулять до 2 миллиметров в каждую сторону, гася толчки и вибрацию. Приплюсуйте еще работу еластомерной вставки на подседеле CG-R, и получите ультимативную конструкцию. Максимум комфорта при хорошей жесткости.

Задумку конструкторов я оценил не сразу. Первые пару раз процесс изменения высоты седла вызывал ярость. Ноль оперативности. К тому же, боясь перетянуть зажим и повредить карбоновый подседел, я постоянно сталкивался с проскальзыванием. Выехал на тренировку с подседелом на отметке 5, а приехал на 3,5. Класс. Но рассмотрев сам подседел и его толстенные стенки, я осмелел и затянул все хорошо — больше проблем не было (для любителей рассказать про пасты от проскальзывания: на подседеле была надпись большим шрифтом «не мажьте, пожалуйста, ничем»).

Зачем весь этот огород? Все просто. Технологически инженеры оставили три точки компенсации тряски — future shock, подседельный узел и еластомер CG-R возле седла.

А вот кареточный узел, задние перья и передний треугольник сделали очень жесткими. При поперечном нажатии на каретку больше гнулись колеса, чем сама рама. Это позволило всю мощность райдера направлять именно на ускорение и педалирование. А при наезде на неровность, удар рама передает уже на амморт. Так достигается отличный баланс между жесткостью, комфортом и управляемостью.

Тормоза тоже изменились.

На смену МТБ-шному креплению PostMount пришел сугубо шоссейный FlatMount, а значит, меньший вес, лаконичный внешний вид и плюс к аэродинамике. Так как версия нашего Roubaix была базовой, то в стоке стояли TRP Spyre S с дисками 160–140 мм. К слову, наш тестовый вел по классифкатору идет как Specialized Roubaix Elite 2017, самая базовая карбоновая модель с Future Shock.

И вишенка на торте Roubaix — 12мм оси спереди и сзади. Напомню, почему это круто: жесткость, удобство, эстетизм и вообще «к черту эксцентрики!» Только в профессиональных шоссейных гонках можно оправдать использование эксцентриков, так как нужна супербыстрая замена колеса при проколе. Все, других преимуществ они не имеют. И как круто каждый раз при установке колеса попадать тормозным диском четко между колодок, никакого затирания.

При подобных манипуляциях и дополнительных механизмах всегда встает вопрос о весе, и он здесь вполне на уровне: 8,8 кг с установленными Shimano SPD-540.

Его приятный вес оценили все: и опытный гравити-гонщик.

И дети.

И даже далекие от веломира киноэксперты!

А если у вас возникло возмущение такому «чугуну», подумайте, а не шоссейно-олдскульный ли вы сноб? Столь несущественная прибавка в весе в сравнении с классическим шоссером просто смехотворна, учитывая итоговый уровень комфорта.

В результате, разница между Roubaix 2016 и 2017 года не просто большая. Это два разных велосипеда. На SL4 фактически устарело абсолютно все.

Страсть и ненависть в Рубе

— Ты шоссер, карбоновый и стоишь почти 3 000 евро.
— Ага
— Так какого же хрена ты не тормозишь?!
— Ты меня взял, что бы тормозить или ездить?

Если интересно углубиться в технические нюансы, то вам в статью, где описаны нюансы, проявившиеся на первом ТО. Фактически ни одна из проблем больше не проявилась, это была просто притирка. Кроме тормозов. Мой Roubaix не умел тормозить, этому процессу больше подходит слово «замедление». И это в разгар спора о целесообразности использования дисков в шоссе. Да крабики Ультегры тормозят лучше!

Никто, даже официальные представители TRP в Украине, не смогли понять, в чем дело. Так как Spyre C считаются одной из лучших дисковых механик на рынке. Вполне возможно, что это особенность именно нашего тестового велосипеда, так как второй вел, Diverge, тормозил потрясающе (а на нем стояли существенно более дешевые дисковые тормоза от Promax). Общие рекомендации от нашего технического эксперта Ивана Швыдко — поменять рубашки на несжимающиеся и поставить другие колодки, например, полуметалл. А вообще, будь это моим велосипедом, просто купил бы на следующий сезон гидравлику (цена вопроса 500 у.е.). Такой радикальный ход уберет реально единственную слабую сторону Рубе.

Самое интересное, что до Roubaix я неоднократно катал на дорожных велах, но такого длительного знакомства с шоссером у меня еще не было. Я на нам выезжал практически каждый день и накатал более 800 км. Мне нужно было его понять, прочувствовать и оценить. И доездился я до полной зависимости от велосипеда.

А успех довольно прост — это шоссер, на котором максимально удобно. Он как тапочки, очень быстрые тапочки. Тут заслуга и фита (черт возьми, у меня впервые после длительных заездов не болело колено!) и самой конструкции «для плохих дорог». Да и просто седла — подошел мне мтб-шный Phenom.

Шоссеры, я теперь вас понимаю. Почему вы можете проснуться в 5 утра и поехать утюжить асфальт. Примчаться после работы на Cadence90 и крутить в группе на скорости за 40, в 15 сантиметрах друг от друга. Это настолько фантастические ощущения, что я могу с уверенностью сказать: «Тот, кто не попробовал шоссе и не планирует — глупец». И спасибо Рубе за погружение в этот новый мир.

Псс, парниш, не хочешь немного шоссе?

Шоссе меня действительно чертовски увлекло. И тут дело в двух факторах.

Первое. Этот Спеш очень быстрый. Первые выезды я иногда ловил себя на мысли, что разогнался до той скорости, на которой становится сложно контролировать происходящее. И дело не в каких-то сверхзначениях, просто в каждой ситуации я ехал на 5-10 км/ч быстрее обычного. А реакции остались на прежнем уровне. Об этом нужно обязательно говорить новичкам в шоссе. Моментальный разгон обязывает думать чуть наперед. Но за 2-3 выезда привыкаешь.

Второе. При этом Рубе прощает ошибки. Специализация решает. Там, где я притормаживал на Cutter, Рубе позволяет не сбавлять ход. Рытвины, выбоины и ямки разумной глубины он отрабатывает прекрасно. А за счет высокой точки аммортизации движется вся рама, очень интересное ощущение. (Примечание для очень дотошных: Не надо говорить про неподрессоренные массы, все же это не полноценная подвеска, чуть другие требования к кинематике).

Комфорта добавляет и толстая обмотка, хотя она в этом году стандартна для всех шоссеров Specialized высокого уровня. Одна из лучших из опробованных мною. И респект спешу за использование заглушек с замком — потерять их нереально.

Про 105-группу говорить смысла нет. Она превосходна по соотношению вес–четкость–цена. Дуалы с широкими рычагами и эргономичными выемками, хват мертвый даже на сильном расколбасе.

С колесами есть пару моментов. Из приятного — понравились стоковые втулки Axis. Они на промах и катят превосходно.

Обода от того же Axis (реальный производитель FSA) выдержали всю жесть, которую я смог им любовно обеспечить. Даже незапланированный вылет с полуторометрового лестничного пролета (не спрашивайте) никак не отразился на их ровности.

И самое приятное — они позволяют бескамерную установку покрышек, и я б рекомендовал воспользоваться этой возможностью.

Но вот вес субъективно чувствуется — не самые легкие колеса. Сложность в том, что найти на вторичном рынке легкий вилсет под дисковые тормоза за вменяемые деньги пока довольно непросто. Так что апгрейд влетит в значительную сумму.

Резина в стоке стоит шириной 26 мм, накат и цепкость в поворотах отличные, но учитывая специализацию велосипеда, я бы поставил 28 покрышку, зазоры позволяют.

Комбинация всех этих  факторов дает ощущение пьянящей скорости и шоссейной свободы. Возникает желание просто ехать и как можно дальше. Прошу прощения, но займусь самоцитированием (сейчас я просто словесно не повторю те эмоции после первой взятой на Рубе сотки).

60-мм вынос и короткая база дали Рубе взрывной характер. Вверх он ехал превосходно, но и на спусках позволял чувствовать себя уверенно. И конечно же я оценил пресловутую упругость карбона, алю рамы ведут себя совершенно иначе. Сложно на словах объяснить разницу, нужно только прочувствовать. Но это восторг!

О, еще нюанс касательно короткой базы 🙂 Давно вы встречали оверлапы на шоссе? Да, вы не ослышались, шатун расположен настолько близко к переднему колесу, что при повороте колеса оно упирается в носок велотуфли и теоретически в повороте можно нормально чиркануть. Правда, за месяц использования со мной такого ни разу не случилось.

Проехав на Рубе 8 сотен, я понял, что это именно тот велосипед, который я искал последние пару лет. Легкий, очень быстрый, визуально привлекательный и необычный. Карбон, эндуранс специфика, 105-группа, оси и дисковые тормоза (даже с озвученным выше нюансом) — рецепт идеального велосипеда для меня. При всем этом даже его цена в 3k EUR кажется вполне адекватной.

Просто возьмите этот велосипед на день в Экстрем-стайле, и вы скажите: «Рубе, как же долго я тебя ждал».


Стоимость Specialized ROUBAIX ELITE 2017 на момент публикации статьи — 77 099 грн. (~$2900)

Приобрести можно в Екстрем-Стайл
Facebook:
 Specialized Bicycles Ukraine

Спецификации Specialized ROUBAIX ELITE 2017:

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Богдан Воеводин

Сооснователь Bike in City

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: