Bike in City

Как выбрать беговел – сотня важных мелочей

Про выбор взрослого велосипеда написано сотни рекомендательных статей — о видах байков, формировании их стоимости, значении бренда, геометрии рам, колёсах и обвесе. У всех этих материалов есть общая идея — к покупке нужно подходить максимально ответственно, иначе удовольствия от катания будет существенно меньше (или вы не получите его вовсе). Хотя детские велосипеды существенно проще технически и их ассортимент не в пример меньше, описанный подход тут более чем применим. Малышу должно быть по силам и удобно кататься, вел обязан быть безопасным. Добавим в список критериев качество изготовления и компонентов, ремонтопригодность, потенциал апгрейда, внешний вид, разумную цену, и только в комплексе получим правильный детский транспорт.

Изначально этот материал планировался как обзор беговела Strider Sport, но я решил охватить более широкую тему. А основательно обкатанный моей дочкой жёлтый байк использовать как пример хорошего детского велосипеда.

Почему беговел?

Если ребёнку 1-3 года, выбирать особо не приходится — до двухколесного велосипеда малыш ещё не дорос. А вот в 3-4 предстоит разрываться между самыми миниатюрными велосипедами и беговелами. И хотя первые обычно дороже, весят в разы больше беспедальных собратьев и к тому же сложны в освоении (без страхующих колёс), этот вариант кажется более верным. Ведь речь о настоящем велосипеде!

Тут я дам слово Ивану Рыбке. Он уже более 8 лет работает в велобизнесе: продаёт и производит велосипеды, проводит детские велогонки. К тому же сам родитель — его дочке 2 года 1 месяц, с полутора лет она катает на беговеле.

Многие родители воспринимают беговел как игрушку или средство развлечения. Не зная о том, какую пользу для маленького ребенка несет этот чудо-транспорт, и что он закладывает прочный фундамент в развитии малыша. Он учит координации, балансу и равновесию. Приучает ребёнка к самостоятельному катанию — ему не нужно звать маму или папу, чтобы поднять лёгкий беговел на бровку или перенести через яму.

Вы когда-нибудь представляли, что чувствует ребенок, когда в 2-3 года садится на полноценный велосипед? Представьте — вы оказались в кресле пилота на каком-нибудь боинге и слышите команду: “Взлетаем!”. Даже в этом случае вам будет чуточку проще, ведь какой-никакой опыт управления сложными машинами у вас уже есть. А малышу сев на детский велосипед нужно понять, как одновременно крутить руль и педали, держать равновесие, следить за направлением движения, тормозить, балансировать преодолевая препятствия. Если вы не облегчите ему задачу, есть риск, что велосипед так и простоит пока ребенок не вырастет и не наберется сил и смелости освоить управление. Вот тут на помощь приходит беговел.

На беговеле ребенок чувствует себя более уверенно, ведь он постоянно находится в контакте с землей. Максимум что ему грозит — это падение с высоты собственного роста (на велосипеде только при неправильно выставленной высоте сидения ребенок сможет достать ногами до земли). Беговел весит значительно меньше велосипеда. Многие родители воспринимают этот параметр в плоскости: “ребенку, да и маме легче носить”. Но тут есть другая проблема — чем меньше вес, тем меньше беговел заваливается на бок при вывороте руля и наклоне на маленькой скорости. Кроме того, ребенку нужно тратить значительно меньше усилий, чтобы привести беговел в движение.

Ещё замечу, что катание на беговеле куда ближе к езде на взрослом велосипеде, чем катание на велике со страхующими колёсами. Более активное, контролируемое, требующее выработки навыков, хорошей реакции и координации движений. Освоив это транспорт, малыш легко пересаживается на детский двухколёсный велосипед, ведь нужно только привыкнуть крутить педали. Причём миграцию можно планировать лет на 5 и покупать велосипед с колёсами побольше.

С какого возраста можно садиться на беговел?

Тут все зависит от малыша (его роста, комплекции) и вида беговела. Четырехколесные устойчивые модели детки катают сразу как начинают ходить. Пожалуй, месяцев с 9. Двухколесные вроде нашего ориентируются на год-полтора — они позволяют очень низко опустить сидение и руль, за счет небольшого веса велосипеда малыш в таком возрасте уже может им безопасно управлять. У Strider Sport минимальная высота седла от земли — 27 см, производитель рекомендует катать с 18 месяцев.

По своему опыту скажу, что торопиться садить очень маленького ребенка на беговел не стоит. Реакция и координация скорее всего будут не на высоте, а полезные страхи еще фактически не сформированы — готовьтесь к частым падениям падениям и мелким травмам.

Намного хуже, если первым байком будет безродный китаец, грубо срисованный с неудачного клона брендового беговела. И дело даже не в качестве и долговечности — такие велосипеды часто небезопасны. Завал на бок при резком повороте руля — обычное дело, но вел может легко кувыркаться при блокировке переднего колеса, например, при наезде на камень. Вот на таком чуде моя старшая неслабо разбила губу, перелетев через руль:

На что обращать внимание, выбирая беговел?

Начать стоит с геометрии, так как от нее напрямую зависит безопасность катальца. Руль не должен быть расположен на оси переднего колеса, а седло фактически заходить на заднее, длинная колесная база — залог устойчивости в продольной проекции. Конечно же и с такого велосипеда можно слететь, но это уже будет последствием грубой ошибки при управлении.

Следом узнаем вес. Конструкция беговела крайне простая: рама/вилка, колеса да руль. Пластиковые беговелы очень легки, но имеют низкую жесткость конструкции и часто недолговечны. Выбирая такой байк, нужно быть на 100% уверенным в бренде. Дерево среднее по весу, но требует массивной рамы и обычно проигрывает в эргономике велосипедам из других материалам. Чего у них не отнять, так это красоты — такой беговел хочется ставить на видное место квартиры, а ребёнка почаще фотографировать. Сталь надежна, пусть и относительно тяжела, алюминий — легкий. Детские беговелы с соревновательным потенциалом обычно металлические.

Наш Strider Sport стальной и весит 3 кг — это хороший вес для беговела, пусть и не минимальный. Но модель средняя по цене и к тому же очень прочная — мои 70 кг он выдерживает без проблем. Стремиться опустить весовую планку ниже можно, но без фанатизма. Тот же 2.5-килограммовый алюминиевый Strider Pro я рассмотрю если дочка серьезно увлечется соревнованиями.

Колеса могут быть пластиковыми или металлическими. Первые легче, вторые красивее. По жесткости отличия есть, но я бы на них не зацикливался. Покрышки бывают цельные из полимера или резины, а также пневматические. Я свой городской синглспид Schwinn Cutter обул в полимерные Tunnus и для беговела тоже рекомендую цельные покрышки — их нельзя пробить и не нужно подкачивать. А что камерные помягче, не столь веский аргумент — на хорошем седле ребенок весом 15-20 кг попу себе даже на самой ухабистой дороге не отобьет.

Втулки только на промах. Снова-таки из соображений практичности — чтобы реже в них не заглядывать. Ведь грязи и песка вам никак не избежать.

С седлом получается интересно. Понятное дело, оно должно регулироваться по высоте, причем с ходом в миллиметр, а не по нескольким фиксированным позициям. Чем больше диапазон — тем на дольше хватит беговела. Седло должно быть анатомической формы! Понимаю, что вес малыша невелик и катать по 50 км в день он не будет, но комфортность и невредность точки контакта с растущим организмом критично важны. Если производитель этим вопросом не заморачивается, ровняйтесь на седла Strider — они его разрабатывали совместно с Южно-Дакотским институтом ортопедии.

Руль должен регулироваться по высоте, широкие (пропорционально беговелу) предпочтительнее — малышу будет проще контролировать байк. Форма вряд ли имеет большое значение, главное, чтобы был хотя бы минимальный изгиб в горизонтальной плоскости. Обратите внимание на грипсы — ладонь ребёнка раза в два короче взрослой, соответственно, и диаметр грипс должен быть меньше, чем на взрослом байке. Не скажу, что малыш не может управлять байком с грипсами стандартных 30 мм, но хват будет менее надежным.

Детские грипсы с диаметром 16.3 мм стали для меня первым аргументом взять именно Strider Sport, а не самую доступную модель Classic. «Подушка» на руле — полезное дополнение. Но этот аксессуар можно приобрести отдельно.

Так как на безопасности нужно было сделать максимальный акцент, про раму я упомянул в самом начале. Но устойчивость беговела — не единственное важное качество. Геометрия должна быть такой, чтобы малыш любого возраста в пределах заявленного производителем диапазона мог ехать эффективно и удобно. Не слишком склонялся к рулю, фиксируя ноги при качении. Обычно плюсом считается рама с низкой трубой, на которую можно пристроить ноги. Но Strider пошел дальше. У их беговелов задние перья расположены под сидением и имеют площадки для ног. Сперва ребенок просто ставит ноги во время балансирования (например, с горки), но затем может ехать стоя и даже выполнять трюки.

Посмотрите короткое видео, какую скорость может развить профи-каталец на Strider, еще и на непростой трассе!

Качество. Что тут скажешь — не круто купить велосипед, который уже через 5-10 выездов начинает скрипеть, люфтить и сыпаться. И тут все ровно так же, как и со взрослыми моделями — покупайте беговелы проверенных производителей. А если бюджет ограничен, чем брать беспородного китайца, лучше посмотрите на вторичный рынок.

Хотя детский байк в основном служит недолго, на ремонтопригодность и возможность апгрейдая бы тоже обратил внимание. С первым понятно — у велосипеда не должно быть слабых мест в основных узлах и производитель должен поставлять ремкомплекты (или использовать типовые компоненты). А вот наличие аксессуаров и альтернативных деталей — удел топовых брендов и жирный плюс к их моделям.

Снова смотрим на Strider, к их беговелам можно купить:

  • лыжи (превращают беговел в снегокат)
  • ножной тормоз (хитрая и реально эффективная штука)
  • колеса пластиковые разных цветов
  • колеса металические пневматические
  • цветные грипсы
  • седло маленькое и большое c удлиненным подседельным штырем
  • подставку для хранения и подставку-качалку (выходит этакая лошадка-качалка)
  • «подушку» на руль
  • панель для номера (для соревнований)

И это еще не полный список, так как компания брендирует одежду (очень качественныю, кстати) и защиту, производит шлемы и разные фановые штуки вроде плаща Superhero Cape или календарей со снимками мелких катальцев с соревнований.

Мой опыт

С трех лет моя старшая катает на самокате и в этом деле весьма преуспела — летает как молния и лихо входит в повороты, чуть ли не в занос пуская бедную пластмасску. В 4 года задумались про велосипед и прям разрывались — брать мелкий двухколесный и цеплять страховочные колеса, брать такой же и снимать на время педали (пока не научится балансировать) или все же начать с беговела. Сейчас уверен, что поступили правильно, выбрав именно беговел.

Несмотря на кажущуюся простоту процесса и навыки катания на самокате, дочке потребовалось минут 15, чтобы более-менее освоиться. Только на третью покатушку она она начала уверенно набирать скорость, балансировать и тормозить. Спустя неделю стала гасать по двору и даже спрыгивать с бровок — новый транспорт был окончательно освоен.

Опытным путем выяснил, что моей ленивой четырехлетки хватает примерно на 2 километра катания, затем то ли устает, то ли надоедает — дочь забирается ко мне на плечи, вел беру в руку. Очень оценил вес в 3 кг — ее прошлый трехколесный байк весил под 6 кг и таскать его было ну вообще безрадостно.

За месяц катаний не было ни одного падения, так что мы даже перестали надевать шлем на дворовые выезды. Наколенники и нарукавники она не сильно жалует и смысла в них при неспешном передвижении в безопасной локации я не вижу. Брали под соревнования, но еще не участвовали. А вот перчатки Strider малышка обожает и надевает всегда. Как и фирмовую желтую джерси — под цвет байка.

И кратко самое важное:

  1. Выбирая между беговелом и велосипедом со страхующими колесами лучше взять беговел.
  2. На двухколесный беговел желательно садить ребенка не младше полутора лет.
  3. Максимальное внимание нужно уделить устойчивости, да и вообще безопасности беговела. Самый верный способ не прогадать — покупать продукцию именитых брендов.
  4. При выборе беговела ориентируйтесь на малый вес, практичность, эргономику рамы, седла и грипс, ремонтопригодность и возможность апгрейда.
  5. Присмотритесь к Strider — именно эта американская компания изобрела первый беговел и сегодня держит лидирующие позиции на этом рынке.

Купить беговелы и аксессуары Strider можно в магазине Cycles | Bicycle Shop — украинском дистрибьюторе Strider


Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Йонас Рожков

Сооснователь Bike in City

Комменты Facebook

Disqus (0)

bikeincity

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: