Bike in City

Культовые FiveTen — в чем магия 5.10?

Вопрос о том, в какой обуви кататься на велосипеде посещает каждого катальца после прохождения стадии полного новичка. Понятное дело, это должна быть околоспортивная обувь. Для обычного передвижения по городу и катания в парке подойдут кеды, кроссовки или мокасины. Главное чтобы обувка не парила ногу и не скользила по педали. А что делать тем, кто решил кататься чуть серьезнее и на более длительные расстояния? Тут пути развития два и зависят они от выбранной дисциплины и педалей. Если ваш выбор скоростное кросс-кантри, то контактные педали и специализированная XC-обувь будут лучшим вариантом. А вот различные гравити виды до сих пор подразумевают использование топталок — педалей с платформой (да, мы в курсе про контакты в даунхиле и эндуро, но об этом чуть позже). И возникает вопрос, что же обуть на ногу к таким педалям. Ведь в данном случае обычные кроссовки будут жить очень не долго, да и не заточены они под подобное использование.

Именно поэтому некоторые производители начали выпускать специальную экстремальную велообувь, например легендарная компания Five Ten.

Основана в 1985 году, в Калифорнии. И с самого начала фокус был направлен на производство обуви для тех, кто латентно хочет себя убить хочет преодолеть себя, трудности и совершить что-то безумное. Если вы видите человека, который несётся по вертикальному спуску с камнями на велосипеде, залазит без веревки на отвесный карниз и восходит на вершину опасной горы, то с большой долей вероятности у него или нее на ногах будут Five Ten. Все самые опасные виды спорта приветствуются и поощряются 5.10. Суть успеха довольно проста — большой запас прочности тапок, хороший баланс веса и качества, и патентованные подошвы на основе компаунда Stealth, невероятно цепкого и износостойкого.

Для понимания масштаба влияния ФайвТенов на индустрию велоэкстрима, стоит просто посмотреть любой из чемпионатов по даунхилу или эндуро. Подавляющее большинство райдеров будет именно в этой обуви. Не потому что 5.10 их спонсирует (перечень официальных гонщиков не так велик), а потому, что никто не хочет разложиться по трассе из-за соскользнувшей с педали ноги на скорости за 50 км/ч. Ну с людьми ясно — они достаточно безумны для занятий дичью, но при этом благоразумно выбирают самую надежную обувь. Чем же реально хороши Five Ten? Для этого мы все лето очень активно таскали две разные модели — FREERIDER и DANNY MACASKILL.

Сразу о приятном. Производитель позиционирует эти модели как начальный уровень для велокатания. То есть лезть в самое пекло с ними не стоит, но все фишки Five Ten у них имеются, к тому же эти модели пригодны и для обычного повседневного использования.

Five Ten Freerider по задумке компании предназначены для all mountin, трейла и легкого ДХ, они обеспечивают прекрасное сцепление с педалью, но при этом достаточно мягкие и комфортные, чтобы в них ходить, рыть трейлы или просто тусоваться с ребятами на споте (вел при этом не обязателен).

Верх модели сделан из мягкой но толстой сетчатой ткани со вставками из замши.

Вот по поводу замши у меня были подозрения, что она будет сильно затираться и терять вид. Но нет, с эксплуатационными характеристиками все отлично. Промокают тапки очень небыстро, скорее всего есть какая-то пропитка, но вот основательно промокнув, сохнут довольно долго. Сказывается обилие материала. Дополнительных средств защиты стопы, вроде пластин и уплотнителей, здесь нет. Эту роль исполняет общая плотность материала и толстый язычок. Практика показала, что от летящих из-под переднего колеса камней это вполне спасает, но вот пинать на всех ходах валуны в этих ботинках я бы не рекомендовал. Для этого есть более защищенные модели, предназначенные уже сугубо для даунхила.

Очень понравился большой мягкий язычок и удобные шнурки с небольшим количеством крестов. Ими очень удобно регулировать затяжку. Можно затянуть очень плотно, но за счет мягкого язычка, верх стопы не пережимается и кровь циркулирует. А вот что несколько смутило, так это длинна этих  шнурков. Она громадна и в завязанном состоянии ты просто не знаешь куда их деть (специальных резинок или кармашков нет), а заправлять в сами ботинки я не люблю.

Пыль и грязь прекрасно счищаются насухо обычной обувной щеткой. За три месяца активного использования и в катании, и в повседневной жизни, Freerider абсолютно не поменяли своего внешнего вида. И судя по тому, как они переносят все тяготы жизни экстремальной обуви, то срок жизни у них заложен внушительный.

У основания пятки Фрирайдеры имеют полоску очень плотной искусственной кожи, которая помогает держать им форму и противостоять внешним воздействиям (например, когда снимаешь ботинок о ботинок). По всему периметру подошвы тапки надежно проклеены и прошиты дебелой ниткой, нужно будет специально постараться, чтобы оторвать подметку.

Сама подошва имеет усиленный мысок и полностью сделана из запатентованной резины Stealth S1, которая признана одной из самых цепких на рынке. Five Ten позиционируют это компаунд как самый сбалансированный по цепкости и гибкости. А еще они пишут, что он одинаково хорош в сухих и мокрых условиях. И вот тут немного лукавят.

При ходьбе по сухому грунту, корням и камням все просто офигенно — ботинок прилипает к поверхности и дает чувство полного контроля. На мокрой поверхности все тоже плюс-минус хорошо. До момента появления малейшего слоя грязи. Как видите, подошва плоская и лишена ярко выраженного протектора, а значит на грязи 5.10 становятся просто обычной обувью, лишаясь преимуществ своего крутого компаунда. Учитывайте это.

Five Ten Deny Macaskill названы в честь вот этого парня:

Эти тапки занимают свое почетное место в нише обуви для дерта. Что подразумевает прыжки, и нахождение на спотах с укатанным грунтом без камней и прочих опасностей. Так что защита стопы тут еще слабее, чем у Freerider. Компаунд подошвы тот же, но сама конструкция несколько жестче и более демпфирующая стелька.

Верх полностью сделан из замши, так что на жаре в них более парко, чем во Freerider. Но внешний вид при этом на высоте.

Язычок толстый и качественно прошитый, а шнуровка чуть уже и короче, за счет чего Macaskill сидят на ноге плотно.

Кстати, обратите внимание. Под стелькой у наших 5.10 обнаружился непонятный материал, похожий на плотный, хоть и хорошо вощеный, но картон. Так что мы бы не рекомендовали их очень часто мочить. Хотя Freerider уже пережили 3 стирки абсолютно без последствий.

Прошиты Макаскилы не так сурово, как Freerider, но для запланированной модели использования запаса прочности с головой. Да и черт возьми, они просто красивы, их не хочется убивать об камни 🙂

Опыт катания в Five Ten показал за что их любят райдеры всего мира. Мне сложно судить, как компания добилась таких характеристик, но тапок попросту прилипает к педали. Выступы педали попадают в зазоры между кругляшков подошвы и вгрызаются в резину. Такое чувство, что подошва примагничивается к шипам и становится с ними одним целым. При этом на самой поверхности подошвы не остается ярко выраженных следов эксплуатации и стирания. Я не до конца понимаю, как можно одновременно обеспечить цепкость и износоустойчивость, я всегда считал это взаимоисключающими понятиями.

При этом, сначала такое поведение даже мешает. Если ты поставил ногу неправильно, то откорректировать положение уже не удастся. Только снять и поставить назад. При определенной сноровке даже выходит имитировать нечто наподобие кругового педалирования. Потрясающие ощущения.

И без разницы мокрая подошва или сухая, держак будет феноменальным. За весь период тестирования у меня только единожды сорвало ногу с правой педали и то вследствие моей же грубой ошибки (я в порядке, спасибо, что спросили).

Чего следует опасаться, так это слоя грязи. В таких условиях ходить можно только в зубатой обуви, а подошва FiveTen лишена острых зацепов.

Для городского катания FiveTen, конечно же, настоящий overkill. Но если они у вас уже есть, то ничего другого обувать для велосипеда вы уже не будете. И тут в дело вступает уже мягкость подошвы и общая податливость ботинка. Ходить во Freerider и Macaskill вполне удобно. В качестве хардтеста, я оттусил в них все 4 дня Atlas Weekend и остался вполне доволен. Но учитывайте, что это в первую очередь велообувь. Бегать в них будет не очень удобно за счет абсолютно плоской подошвы и более высокой, по сравнению с кроссовками, жесткостью. К тому же существенным беговым ограничением будет масса тапок — более 400 грамм каждый.

Из нюансов, стоит отметить все ту же подошву. Она разработана для максимального сцепления с педалью, поэтому плоская. Стелька же не имеет сильной поддержи свода стопы. И если у вас есть проблемы с вальгусом и варусом (проще говоря плоскостопие), то после длительной ходьбы вы можете ощутить дискомфорт.

Касательно размеров. Понятное дело, что любую обувь надо мерять. Но Five Ten довольно близки к размерам обычной обуви. Так, гражданские ботинки и кроссовки я ношу в размере 43,5-44. Контакные велотуфли Shimano у меня в размере 45, а вот 5.10 Freerider в EUR44 (US 10.5) и они как раз, так как рассчитаны на высокий подъем и довольно широкую ногу, я очень доволен. Но если прогадаете и возьмете немного меньше необходимого, под конец длительного катания просто вытряхните из ботинка свои черные отвалившиеся ногти, подойдите с умом к примерке.

И главный вопрос: стоит ли брать FiveTen?

Три месяца таскания показали, что правильная велообувь не просто имеет свою нишу, она реально лучше любых кед, кроссовок или другой спортивной обуви. За прошлые года, я убивал за летний сезон 2 пары недорогих кед, до состояния «на выброс». С FiveTen за этот же период не случилось вообще ничего. При этом они внутри удобные как домашние тапочки и внешне выглядят сильно дороже своей реальной стоимости. При этом обеспечивают максимальное сцепление и контроль велосипеда. Похоже, я теперь фанат марки.


 

Стоимость

Five Ten Freerider — 3042 грн.

Five Ten Macaskill — 3380 грн.

Сайт официального дилера в Украине — Vysota

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Богдан Воеводин

Сооснователь Bike in City

Комменты Facebook

Disqus (0)

bikeincity

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: