Bike in City

Здоровые зубы и здоровая улыбка

Мы все знаем, что велосипедисты отличаются от Homo sapiens по анатомии. Например, они имеют зубы не только во рту. Велосы отличаются также физиологией сердечно-сосудистой и дыхательной системы, обменом веществ (повышенной прожорливостью в период велосипедных обострений), повышенной устойчивостью к моральным раздражителям, а также к инфекционным агентам. Все это дает основания говорить о зарождении нового вида людей, Homo velosipedus, стремительно эволюционирующего последние 200 лет. Все меньше остается сомнений в том, кто является высшей формой жизни на нашей планете.

Fausto Coppi на вершине Stelvio, 1953

Сегодня мы поговорим про зубы этих удивительных существ. Оставим обычные жевательные denta в стороне, — сфокусируемся на тех зубах, которые обеспечивают движение.
Известно, что свое название велосипедисты получили от механических протезов, с которыми они регулярно состыковываются в единое целое. Протезы изготовлены преимущественно из металлических сплавов и неорганического карбона. Процесс тонкой  подгонки биологической и механической частей друг к другу называют байкфитом. В последнее время мы наблюдаем внедрение электронных устройств в каждую из этих половин, так что в ближайшие десятилетия можно ожидать настоящей киборгизации велосипедистов.

Описанный биомеханический гибрид способен скользить по твердым поверхностям с поразительной скоростью и маневренностью. При этом биологические тела велосипедистов подвешены в воздухе на высоте около одного метра над поверхностью (если считать от центра тяжести тела). Потому райд на велосипеде вполне позволительно рассматривать как «полет». С тем отличием, что наши авиационные машины опирают свою массу на газовую смесь (так называемый воздух) и требуют довольно больших по площади несущих плоскостей (в разговорной речи — крыльев или лопастей), чтоб удержаться на такой разреженной опоре. Велосипедистам достаточно контактных пятен в несколько квадратных сантиметров, чтобы опереться на твердь. Однако приходится катить контактные пятна при помощи колес — скользить по твердой поверхности намного труднее, чем крыльями по воздуху.

Скриншот из мультсериала Yowamushi Pedal

Как ни странно это звучит, зубы необходимы большинству велосов, чтобы летать над землей. Они обеспечивают передачу усилий от мускульной части биомеха на заднее колесо через цепную трансмиссию.

Однако велосипедные зубы подвержены заболеванию, весьма напоминающему кариес зубов эмалированных. Если во рту кариес случается из-за неконтролируемого бактериального налета, растворяющего эмаль своими кислотами, то велосипедный кариес случается из-за неконтролируемого растяжения велосипедной цепи.

Немного иллюстраций: многоскоростная трансмиссия с активной частью цепи (передает усилие) и пассивной частью цепи (движется без нагрузки).

Анатомия цепи


Эта картинка призвана пояснить причину растяжения цепи: трение поверхности пина об бушинг. Когда они растачиваются друг об друга, удлиняется каждое звено цепи. Если довести это удлинение до граничного уровня, растянутые звенья уже не попадают на зубы как следует.
Имеем такой консенсус: для 10/11/12-speed цепей их наиболее выгодно заменять при растяжении на 0.5% от исходной длины. Цепи потолще, 7/8/9-speed — при 0.75%, а синглы можно докатывать до 1%.
Процент считаем так: нормальная длина звена — 12,7 мм. Например, возьмем десяток звеньев — длина 127 мм при нулевом растяжении. При растяжении 0,5% — умножаем на 1.005 и получим предельную цифру 127.6 мм.
Можно мерять линейкой — на снятой цепи, натягивая ее на каком-то крючке или гвозде. Или, не снимая с байка, специальным калибром (цепь тоже натянуть — как она работает во время педалирования).
Если этого не делать, патология развивается так.

1. Ролики должны ложиться в углубления между зубцами, а вместо этого попадают на склоны зубов и стачивают их в «акульи плавники».
2. Следующая стадия кариеса — зубы сточены настолько, что цепь начинает проскакивать по ним под нагрузкой. Отвратительное ощущение — когда стартуешь на перекрестке в траффике, и ведущая звезда делает холостые пол борота с отвратительным хрустом.
3. Зубы стачиваются не одинаково на всех звездах. Чем меньше ведущая звезда, тем меньше зубцов одновременно стыкованы с цепью, и тем сильнее нагрузка (и разрушение) каждого отдельного зубца.

Подробнее можно ознакомится в этой познавательнейшей статье Chain Wear (откроется в отдельном окне).

Самое забавное, что при износе части трансмиссии начинается головоломка — вроде как про волка, козу и капусту. Как их перевезти через реку, если лодка помещает только один груз? Если оставить вместе волка и козу — останутся рожки, коза съест капусту.

Если заменить растянутую цепь — исходную причину проблемы — на новую, она уже не будет попадать на поврежденные зубы. Поэтому будет проскакивать еще хуже, чем растянутая, и быстро растянется сама.

Хорошо убитые зубы на звездах не оставляют выбора — нужно менять трансмиссию целиком (кассету, цепь, звезды системы).
Умеренно убитые оставляют некое пространство для маневра — возможность докатать ресурс компонентов.
Именно с таким вариантом я и столкнулся, когда отвез свой карболет на зимнее обслуживание. Ведущие стоматологи Иван Швыдко и Йулька Бу сразу диагностировали проблему…

При этом я:
— записываю пробег каждой детали
— своевременно смазываю цепь

Как я ухитрился просмотреть проблему? Как и многие нынче, я перешел на твердую смазку цепи. А износ мерял — когда цепь красивая и чистая, смазанная. Тогда рабочее пространство между пинами и бушингами забито застывшим парафином.
Поэтому я радовался: использую бюджетную цепь (да, SRAM PC 11110), три по кругу, каждая прошла 6 тысяч км — а износ меньше 0.5! Отлично!.. Отлично зубы точатся 🙂

Кто тоже ездит на твердой смазке — меряйте износ перед смазкой, когда цепь помытая и пустая. Грязная цепь забита внутри … ну, грязью. Смазанная парафином — забита смазкой.

Из своего опыта рекомендую снимать цепи и полоскать в бутылке (бензином Калоша, например). Хотя знаю варианты:
— цепемойка
— обрызгивание снаружи техническим обезжиривателем (дегризером) и вытирание тряпкой; если пользовать WD-40 — остается маслянная пленка,  под парафин ниочинь
— ультразвуковая ванна
— смазывание грязной цепи поверх (а чо, там был парафин! Там чисто! Спойлер: даже после сухих 300 — первая порция промывочного бензина черная, как смола 🙂 )

— проваривание грязной цепи в парафине, который потом на выброс

Но хватит о религиозных ритуалах — пощадим чувства верующих разных конфессий.

В моем случае получился серьезный кариес малой ведущей звезды и на кассете — 11Т и 12Т (некоторые зубцы выкрошились; звучки на этих звездах были незабываемые — как будто в колесе рычат голодные гремлины).

Лечение:
— заменил 11Т и 12Т звезды, снял с запасной станочной кассеты.
— добыл новую 34Т звезду (DHL и Meest сработали на отлично, несмотря на ЧП). Радостно ее установил — бонки открутились легко благодаря WD-40.

Кстати, на случай перелетов с велом, когда он пакуется в картонную коробку — зубы большой ведущей звезды ложаться на дно коробки и крайне уязвимы к ударам об пол (которыми вас готовы порадовать заботливые грузчики). Самая надежная защита — просто снять их с разборного паука. Можно даже взять комплекты ведущих звезд для разных маршрутов — компакт для гор, стандарт для ровняка. Идея подсмотрена у Виктора Петровича.
Только лучше держать резьбы бонок смазанными от прикипания. И наносить смазку на резьбу, которая «мама»; если мазать «папу» — смазка может не попасть на резьбу, свалиться с конца.

На полевых испытаниях с новой цепью проблемы с передней звездой ушли, но когда встаю на ноги — проскакивают звенья на некоторых звездах кассеты, что на новой ведущей 34Т, что на старой подгулявшей 50Т. Кассета отслужила свои 12,5 тысяч и просится на покой, может, чуток преждевременно.
Дело философское: даже если вовремя менять цепи и 3 по кругу, ведущие звезды и кассета раньше (или папизже) износятся.
Ориентировочные цифры — звезды служат от 3 до 9 цепей. Что конечно сильно зависит от условий райдов (сколько грязи попадает) и от мощности педалятора: у знакомого механика клиент-штангист растягивает цепи запредельно за 300 км. А действительно мощные МТБ-райдеры могут рвать обычные цепи из коробки, и катают на особо прочных кампах SuperRecord — например, Иван Швыдко.

Универсального калибра износа звезд нет. Для кассеты хороший способ показывает Саймон из GCN (здесь на 3:25 в новой вкладке). По сути в качестве калибра используется новая цепь.
С ведущими звездами можно наблюдать, когда зубцы сузятся и деформируются — или менять одновременно с отслужившей кассетой. Все расходные части трансмиссии взаимодействуют, любой изношенный компонент убивает остальные.

К тому времени, как я познал эти премудрости, я уже прошел стадии по Кюблер-Росс:
— отрицание (еще походит!)
— гнев (как это я, великий и ужасный, мог накосячить?!)
— торг (а может только цепи и 34Т заменить?)
— депрессия (кассета проскакивает в горки на ногах! печаль…)
— принятие (заказал замену, а тем временем докатаю вхлам нынешние компоненты)

UPD. С заменой трансмиссии вышло забавно. Разложил, значит, новые и старые запчасти, сделал фото композиции на память.

За минуту до облома

 

И тут — облом! Новая 50Т звезда не совместилась с пауком, который рассчитан на звезду, чтобы потолще на креплениях. Пришлось колхозить шайбы М10 из Эпицентра — подложил под звезды.

Шайбы оказались еще и шире, чем надобно — подточил напильником. Напильник был мелкий и туповатый, вместо тисков — плоскогубцы в руке. Больше 2-х часов, но с музыкой пошло нормально: Megadeth пилит металл, и я пилю металл :-). Потешился, что новая звезда потоньше, и кренксет вышел легче на 9,5 г. Такой вот облегчайзинг.

Сухая статистика
Ведущие звезды отслужили почти по 28k, кассета 14k. Служили бы еще неизвестно сколько при своевременной замене цепей.
Все 4 цепи, отслужившие с этими звездами, докатывались примерно до 7k. Но по моей догадке приближались к износу 0,5% на 4,5k. То есть, мерять калибром-линейкой-штангеном стоит начинать с 3k. Цифирки для цепей, конечно, что-то значат только в моих условиях (стиль педалирования, мощность, погода, модели цепей). Так что наблюдайте и собирайте свою статистику.

Пусть ваши зубы не болеют!

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Alex Bakkalinskiy

Комменты Facebook

Disqus (0)

bikeincity

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: