Bike in City

Один на один с ДТП. Правила поведения.

Тест авторства Sergey Illy Cyclist

Без падений велоспорта не бывает, это закон, к этому нужно быть готовым, падать нужно уметь, а опыт приходит только с прибавлением шрамов на коленях и локтях. К падениям нужно быть готовым как физически так и психологически, это нормально! Но и среди падений есть одно, как по мне самое коварное — вы выехали за город и попали в ДТП.

Примерно так со мной и случилось пару дней тому. В целом могу констатировать что «отделался легко», в очередной раз в своей велоистории сломав палец руки (пианистом я уже точно не буду – это уже третий по счету палец) да и ДТП это у меня уже не первое не второе и даже не третье… Я думал сделать «классическую фоточку на память» написать что всё будет ок, но пока есть время и горячи впечатления — постараюсь расписать некоторые рекомендации по поведению в подобной ситуации, и пусть они никогда Вам не пригодятся на практике, но Вы всегда о них будете помнить. Я так же надеюсь на то, что текст дополнят и другие «пережившие ДТП» и поделятся своим опытом, контактами волонтерских организаций в регионах Украины, и просто полезным советом.

Итак самый коварный случай — велосипедист едет один, и его сбивает автомобиль

Начнем с того, что ДТП случается за секунду, вот ты летишь рассекая воздух, и вдруг удар, серия кульбитов и ты лежишь на асфальте.
Самый тяжелый вариант это когда велосипедист после столкновения не приходит в сознание. Как бы там ни было – но потенциально к такой ситуации тоже нужно подготовиться. Начнем с того, что в тяжелых случаях время идет на минуты, и медикам очень пригодится информация о вашей группе крови, аллергиях и подобных особенностях а так же контакты родственников. Для этого некоторые носят специальный браслет с нанесенной на него информацией, так же можно приклеить внутрь шлема или же вложить в задний карман с документами и телефоном специальную наклейку с такой информацией (наклейка зачастую бывает в комплекте со шлемом, или же её можно просто распечатать на небольшом кусочке бумаги и приклеить поверх скотчем) Это кажется мелочью – но это может спасти жизнь. И еще – не ставьте на телефоне никакие пароли! Хотя бы перед выездом их снимайте (хотя всё равно забудете это делать, лучше не ставить вовсе) Вполне возможно что именно так медики смогут связаться с вашими родными. Первые часы в реанимации очень важны! И чем больше информации, чем быстрее подключат родственников, тем больше шансов выжить. Помните об этом.

Если же вы в сознании, первое и самое важное (и это почти никогда не получается контролировать) – не пытайтесь тут же вскочить на ноги, продолжайте лежать, осознайте ситуацию, идентифицируйте очаги боли, даже лучше дождаться того момента, когда к вам подойдут люди, и помогут, для начала, сесть, а потом уже встать. Если есть острые боли – не вставайте, ждите прибытия медиков.

В случае если вы можете встать, первое что нужно сделать – постарайтесь набрать кого-нибудь из вашего близкого круга, кто смог бы в довольно краткий срок приехать на место ДТП и представлять ваши интересы. Я понимаю, что многие посоветуют что-то другое, но поверьте мне, как человеку пережившему минимум три подобных ДТП, один на один с ситуацией и внешним давлением, позвоните близким или друзьям, которые могли бы приехать на автомобиле – их приезд возможно займет время, заранее подумайте кто потенциально это мог бы быть (номер такого человека можно так же внести в информацию на браслете или наклейке о корой говорилось выше).

Затем наберите диспетчера волонтерской организации, которая действует в вашем регионе и оказывает помощь велосипедистам в подобных ситуациях.

  • Для Киева и области это MOTOHELP (номер диспетчера 097-900-999-0)
  • Во Львове это представители велошколы Makeba cycling school (их чат в телеграмм m.me/makebateam) и МОТОДОПОМОГА (телефон горячей линии 097- 013-66-99)
  • В Одессе это СЕМПО (телефон горячей линии 048-7041551)
     (информацию о деятельности этих волонтерских организаций я получил от своих друзей велосипедистов, проживающих в указанных городах, которые получали от них помощь при ДТП)

Обязательно поинтересуйтесь действует-ли подобная организация в Вашем городе, найдите их контакты и сохраните в телефоне!
Сохраните номер прямо сейчас, пусть он никогда Вам не пригодится, но возможна ситуация когда именно Вы должны будете позвонить по нему чтобы вызвать помощь для пострадавшего на дороге, запишите, а затем читайте далее.

Максимально точно объясните диспетчеру где произошло ДТП, постарайтесь четко ответить на все вопросы и уточнения.

И еще небольшой совет из личного опыта – всегда кладите телефон в задний карман джерси экраном к спине, так вероятность того что он останется цел гораздо выше. А пригодится он вам при разборе ДТП еще и как камера, это важно! И вообще остаться без связи в такой ситуации, это полный провал – следите за уровнем зарядки перед выездом, не искушайте судьбу.

После этого вызывайте 103 (скорая) и 102 (полиция) Не надейтесь на то, что это сделает водитель автомобиля, который вас сбил, или же кто-то из участников движения, звоните сами!

Проконтролируйте, чтобы авто не скрылось с места происшествия. Обязательно сделайте несколько фото и видео ДТП, желательно с номерами авто. (Здесь как раз большая актуальность рабочего телефона).

Не позволяйте никому трогать ваш велосипед, перемещать его с проезжей части, и вообще прикасаться к нему, он должен находиться там где всё произошло, если же кто-то из сторонних лиц (автомобилистам часто неймется это сделать) пытается его отодвинуть что бы проехать – предупредите его что он нарушает закон, и снимайте на видео (по закону вы на это имеете полное право).

Постарайтесь определить кто «на вашей стороне», зачастую даже если водитель грубо нарушает ПДД, всё равно некоторые участники движения, просто из «автосолидарности» будут доказывать вам что «здесь нельзя ездить на велосипеде» и т.п., определите кто готов быть свидетелем ДТП и желательно договоритесь с ним чтоб он дождался прибытия полиции и помог при составлении протокола.

Если вы можете стоять, ходить и начали диалог с автомобилистом сбившим вас, будьте готовы к тому что на вас начнут оказывать давление – мол, ну давай договоримся на месте, ты посмотри у тебя же пара царапин, велосипед в норме – это просто сколы лака и т.д. Не соглашайтесь ни на какие договоренности и суммы, пока вы точно не убедитесь, что с вашим телом всё более-менее нормально и это просто «асфальтная болезнь». Помните — лечиться это дорого! А иногда очень и очень дорого.

Осмотрите ссадины и гематомы, постарайтесь адекватно оценить очаги боли (из-за шокового состояния и выброса адреналина, даже серьезные травмы достаточно сильно маскируются вплоть до 2х и более часов, и только потом нервная система подает сигнал о трещине в кости или подобной травме) Обратите пристальное внимание на ключицы, ребра, пальцы рук, локти, колени, проведите языком по зубам, часто даже если удар не пришелся в область лица, из-за сильного смыкания челюстей – зубы могут пострадать (а зубы это тоже дорого).

По умолчанию я все описываю учитывая, что пострадавший был в шлеме, иначе весь этот текст может быть не актуальным.
И еще замечу, что при оформлении ДТП случившемся в вечернее время будет очень полезно, если в протоколе будет указано что у велосипедиста был задний и передний маячок. Сейчас есть очень изящные миниатюрные решения, которые весят буквально 10-20 грамм, и я их почти никогда не снимаю с велосипеда. Не пренебрегайте своей безопасностью!

Поэтому если вы всё еще думаете что это «просто асфальтная болезнь», а виновник ДТП, видя что вы ходите, а значит чувствуете себя нормально, оказывает давления с предлогом «порешаем на месте за пару тысяч гривен» не спешите соглашаться!

Возможно, конечно, если вас сбил «генеральный директор водокачки», и предлагает внушительную сумму, с головой покрывающую ваши потери – это тоже выход, т.к. оценка ущерба, суды и вся эта тягомотина может растянуться до следующего сезона, и не факт что в вашу пользу.Но зачастую люди не спешат отвечать материально за свои ошибки, и просто хотят откупиться парой тысяч, и не иметь проблем с судом.

То же самое касается велосипеда, если вам предлагают «разойтись мирно за пару тысяч» — вы должны понимать что сразу после ДТП ваше внимание и концентрация настолько туманны, что только дома вы уже заметите трещину в перьях рамы, штоке вилки, или же на самой вилке. Часто непоправимо страдают спицы и ободья (в некоторых случаях это уже ведет к покупке нового колеса), дуалы, рамки седла, переключатели, требуют пристального осмотра. Цены вы сами занете, и в дальнейшем может оказаться что вам разбили Ultegra а дали на Tiagra, но после того как вы возьмете деньги и разъедитесь что-то изменить уже будет поздно.

О ценах на рамы и велосипеды в целом я не буду – иногда (и не редко) случается что автомобиль участник ДТП дешевле велосипеда участника. Оценку ущерба велосипеда вы получите в сервисном центре вашего дилера. И здесь могут возникнуть проблемы с велосипедами «из Европы» на которые нет чека, адекватно оценить их гораздо сложнее.

К тому же в спорах о возмещении ущерба на месте, будьте готовы к тому, что автомобилисты расценивают как неудачную шутку информацию о стоимости ваших трусов, джерси, и что вырванные с мясом БОА на туфлях превращают их в бесполезные калоши, а новые обойдутся в 200-300$. Хотя насколько я помню, такие потери, мало кому удавалось вернуть через суд, и как-то оценить ущерб.

Поэтому принимайте решение — разойтись на некойсумме, только если вы уверены, что она сможет хоть приблизительно покрыть ваши потери.

И еще раз – на вас будут давить, будьте к этому готовы, стойте до конца, не слушайте убеждения что «вы тоже не правы и так ехать было нельзя, поэтому вот вам тысяча гривен и расходимся», если видите неадекватность и настойчивость — отойдите в сторону, не продолжайте диалог, дожидайтесь медиков и полицию.

Следите за правильностью оформления ДТП, пользуйтесь помощью представителей волонтерских организаций, подключайте близких, которые приехали к вам на помощь, подключайте свидетелей которые потенциально на вашей стороне. И дальше уже всё в судебном порядке.

И кстати! Если же ДТП произошло по вашей вине (что тоже бывает не редко) будьте готовы возместить материальные потери автомобилисту! А все свои поломки — латать за «свои кровные». Так что придерживайтесь ПДД – это сэкономит вам деньги, время, здоровье, и даже жизнь.

Бывало много случаев когда велосипедист ударялся и царапал машину, после чего скрывался с места ДТП, но так же были и случаи когда велосипедист разбивший фару по своей вине, отстегивал пару сотен баксов. Кого считать в этих ситуациях умником, а кого неудачно попавшимся, думаю всё расставит на свои места ситуация, когда потенциально кто-то бы сбил вас и уехал бы с места ДТП.
Имейте смелость отвечать за свои ошибки!

После того, как будет составлен протокол, схема ДТП, осмотр медиками, принимается дальнейшее решение – транспортировать пострадавшего в больницу, или же нет (решение принимается вами). Если пострадавшего увозят в больницу, учтите — велосипед карета скорой не заберет, полиция тоже. Позаботьтесь о том, кто заберет ваш велосипед. (Я не просто так указывал, что первый звонок желательно совершить близким людям).

О действиях которые следуют далее описывать не буду, там больше помогут опытные в этом деле юристы. Одно что скажу – по страховке поспешите обратиться в течении 48 часов, и суд тоже не оставляйте на самотёк, максимально напоминайте о себе. Консультируйтесь у юристов.

Если же вы приняли решение взять деньги и разъехаться, внимательно пересчитайте деньги (меня 2 раза пытались обмануть не додавая полную сумму в надежде на то что я не буду пересчитывать купюры) Если же водитель говорит что ему нужно съездить за деньгами, требуйте в залог важный документ (паспорт, тех паспорт или права) не верьте на слово, скорее всего он может не вернуться.

Даже если вам кажется что вы себя чувствуете нормально, категорически не рекомендую добираться домой на велосипеде, найдите способ доехать домой на автомобиле.

Как можно раньше посетите врача и пройдите обследование. Поверьте, вечером вы можете чувствовать себя «более-менее» но утром всё будет гораздо хуже. На утро все ушибленные части тела отекут и воспалятся, голова будет тяжелая будто накануне вы «отгуляли на свадьбе лучшего друга». В общем на утро всегда становится хуже, проверено.

Скорее всего, минимум на несколько дней вы выпадете из тренировочного процесса, да и вообще возможности нормально функционировать. Это может морально давить на вас, ведь эта незапланированная пауза еще и не зависела от вас на прямую, а просто «кто-то приехал» в вас по своей невнимательности. Примите это как есть и отложите тренировки до объективного выздоровления. Не рвитесь превозмочь себя, вы только затяните выздоровление. Дайте телу отдохнуть и восстановиться, а нервной системе забыть о стрессе. Переключитесь на что-то другое, доделайте домашние дела, которые годами откладывали в дальний ящик, повидайтесь с друзьями не из велотусовки, бывает что в сезон тренирующийся велосипедист совершенно выпадает из социальной среды не касающейся велоспорта – так что это, пусть и не хороший, но повод развеяться. Если же у вас в жизни кроме велосипеда больше интересов нет – тогда просто восстанавливайте велосипед, там всегда есть чем заняться, особенно после ДТП 😉

Психологически настраивайте себя на то, что — вам повезло в этой ситуации, и вы отделались «малой кровью» не нагнетайте. На последствия ДТП часто не обращают пристального внимание, но психологически эта ситуация может давить, и с этим нужно бороться. А вынужденная пауза это только усугубляет.

Когда мне делали операцию и я был вынужден совсем прекратить какие-либо тренировки на неопределенный срок, я начал испытывать довольно сильную апатию, тогда врач мне объяснял всё довольно просто и понятно – занимаясь спортом в твою кровь, день за днем и год за годом выбрасывается огромное количество химических элементов, которые, при вынужденной паузе, прекращают вырабатываться в таком количестве, и это сродни наркоману, который не получает свою дозу, это и является причиной апатии, подавленности и т.п.
В спорте высших достижений этим занимаются отдельные люди, и это огромная доля успеха любого большого спортсмена. Мы же должны помогать себе сами, или же следовать примеру западного мира и обращаться к спортивному психологу (да, есть и такие).

На время травмы и паузы желательно иметь куда отступать, иметь занятие от которого вы будете получать удовольствие при невозможности заниматься спортом.

Не оставляйте друзей выпавших из тренировочного процесса из-за травмы – интересуйтесь их состоянием, делами, старайтесь поддерживать – это очень нормально и по-человечески.

И помните — уже совсем скоро вы снова будете разрезать прохладный утренний воздух, но теперь уже с новым опытом.

Впоследствии остаются некие блоки в нашем сознании, боязнь спусков, боязнь загруженной дороги, машин, даже боязнь плотной группы и толкотни на гонке – эти блоки нужно разбить. Лучше всего это сделает время, но я рекомендую всегда съездить и проехать то место где произошло ДТП. Проанализировать всё еще раз. А время всё вылечит, и страхи уйдут.

Я надеюсь вы никогда не окажитесь в подобных ситуациях, но помните об этих действиях, так же не проезжайте мимо случившегося ДТП, обязательно остановитесь и поинтересуйтесь не нужна ли поддержка пострадавшему в процессе оформления и разбирательств, помогайте друг другу – это изменит мир к лучшему. Поверьте, вы сами почувствуете прилив сил, от того, что оказали помощь и были полезны, это всегда вдохновляет (к примеру, если моя писанина поможет хоть одному пострадавшему, или же убережет его от ДТП — это уже не зря, и это меня и вдохновляет на неё).

Поделитесь этой информацией с друзьями, дополните, если считаете что чего-то не учтено.

Соблюдайте ПДД. Берегите себя и людей Вас окружающих.

Sergey Illy. Kyiv 2018

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Блоггер Bike in City

Это общий аккаунт для всех блоггеров–новичков. Автор публикации указан в тексте.

Если хотите опубликовать материал на Bike in City или завести персональный блог, напишите Богдану или Йонасу.

Комменты Facebook

Disqus (0)

bikeincity

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: