Bike in City

Монстркросс 2.0 Потрошитель песков

«Чудище чудно, монстро, карбоно и катит»

«Изобретение велосипеда» — занятие настолько захватывающее, что раз начав — остановиться уже практически невозможно.

Сложно обвинить автора в таланте предвосхищения чего-либо, однако мой предыдущий опыт «велосипедостроения» хронологически все-таки предварил масштабное и массовое наступление доступных грэвел-байков.

Универсал?

И уж совсем точно — я и по сейчас совершенно уверен в том, что гревел и вообще — сочетание руля-барана с покрышками шире полутора дюймов является самым идеальным и практичным вариантом единственного велосипеда.

Если вам снится бесконечная лента шоссе и шорох асфальта, если вас распирает выдавать пол-киловатта по прямой — вы идете покупать карбоновый шоссер.

Если вас манят трейлы, рельеф, контруклоны, дропы и памп-треки — вы идете и покупаете подвес, дёрт, хардтейл наконец.

Если вам надо продраться через чащу леса по влажной хвое, песку и болоту к любимому озеру на рыбалку — вы идете и покупаете фэтбайк.

Если вам надо ехать на работу и в магазин — вы идете и покупаете сити-байк.

А если вам не нужно ничего из вышеперечисленного, но вы одержимо любите кататься на велосипеде?

Что вам покупать?

Если Вы умный человек — Вы покупаете хромолевый вел с бараном и хорошими просветами. 🙂

Ежели с умом у вас не очень задалось и Вас распирает от месилова бесконечных песков и многочасовых и очень далеких поездок по лесам и полям?

Вы затаиваете мысль о чудо-агрегате и засыпаете с мыслью: «как бы соединить воедино легкость, проходимость и комфорт в одном велосипеде».

Ретроспектива. Эволюция

Собранный два года назад монстркросс продолжает радовать и по сей день в качестве «ежедневного» велосипеда. Получив китайскую карбоновую вилку и дополнительный вилсет 27,5+ он уверенно пробежал немалые 10 с лишним тысяч километров и продолжает держать планку удовлетворения все так же высоко.

Наряду с ежедневным комьютингом монстркросс версии 1.0 успел успешно побывать отчаянным вездеходом по непролазным снегам и пескам, и даже протащил мою тушку через несколько марафонов — асфальтовую и несколько грунтовых двухсоток. А уж дистанции превышающие 100 км он преодолевал множество раз.

Даже появилось внутреннее правило — если я не знаю на каком велосипеде ехать в поездку — берется монстеркросс.

Самыми ощутимыми недостатками для меня оказалилсь недостаточное количество передач и вес.

При накатывающей усталости, в дальних поездках частенько появлялось желание выбрать передачку между имеющимися. Дуалы Shimano Claris с его 2х8 — чудесно работают и вообще не вызывают никаких нареканий, однако никак не могут похвастаться близостью и диапазоном передач.

Трансмиссия пережила ряд эволюций — большая звезда в системе последовательно менялась 32-38-36-34 и снова на 32.

Малая 22-28-22.

38я звезда делала велосипед ощутимо шустрее, но смещала точку перехода при переключении в системе — прыжок между 38 и 22 для сохранения хотя бы видимости плавного перехода требовал переключиться почти через пол-кассеты.

Однако наличие 22й звезды оказалось совершенно спасительным в ряде зимних выездов, потому что только на экстремальных передаточных числах вроде 22\34 получалось одолевать некоторые заснеженные участки, где идти пешком было уж совсем невозможно.

Эксперименты с подбором кассеты остановились на 11-32, что в сочетании с звездой на 32 показалось наиболее универсальным вариантом, подходящем и для комьютинга и для вылазок на бездорожье. Ехать же на этом велосипеде со скоростью значительно превышающую удобные и целесообразные 32 км/час долгое время все равно было невозможно.

На кассете 11-34 раздражал большой скачок отношений в нижней части передач, а шоссейной кассеты 11-25, хоть с лихвой и хватало для городского применения, было явно недостаточно при любом выезде на грунт с мало-мальским рельефом.

Вес агрегата получился вполне ожидаемым и более чем терпимым в предполагаемой области применения. Замена эластомерной дешевой вилки на ригидный китае-карбон — выиграла около полутора килограммов сразу. Но, тем не менее, замена покрышек на BigApple 28×2,35 весом до 900 грамм каждая — снова привела общий вес к 14 килограммам.

«Плюс» установка «плюсового» вилсета 27,5+ с широкими ободами и тяжелыми покрышками WTB TrailBlazer 27,5×2,8 добавляла к общему весу еще полкило.

В целом — все было прекрасно и вполне удовлетворительно, но горячо любимые заезды «вдалеко» навязчиво намекали и нескромно высвечивали перечисленные недостатки — вес велосипеда и низкая «плотность» передач в трансмиссии.

Идея о карбоновой копии монстркросса лишенной этих проблем прочно засела в голове…

Солидный байк для солидных господ

Если вы много катаетесь по Киевской области вне асфальта, то, скорее всего, Вы довольно часто встречали красивые и интересные треки где песок, еще песок и еще немного песка  гарантированно могут подпортить вам удовольствие от катания. Из-за того, что ближайшие окрестности Киева это поймы больших рек — милый сердцу любого велосипедиста песочек может существовать не только как отдельные «песчаные ванны», но и многокилометровыми сингл-треками, включая полевые дороги покрытые слоем глубокого песка.

Для меня — поездки на велосипеде через пески как сознательный выбор — это не только признак легких психических отклонений, но и отдельное удовольствие. 🙂

Такие упражнения хорошо прокачивают силу, технику вождения и навыки контроля велосипеда в сложных условиях.

Если ваша душа тяготеет к бескомпромиссной проходимости — то фэтбайк почти единственный вариант для комфортного преодоления затяжных песков.

Покрышки шириной в 3,8”, а то и 4,9” позволяют без затруднений преодолевать почти любые «теоретически проходимые» пески.

Признаюсь, для меня такие поездки — это совсем особое удовольствие — идущий по пескам фэтбайк вальяжностью своей подобен океанскому лайнеру.

За проходимостью приходится расплачиваться скоростью и, как следствие, дальноходностью.

Фэтбайк неприятно, непристойно тяжел.

В остальном, он — идеальный выбор как транспорт, если ваша цель доехать куда-либо, куда невозможно добраться иначе — пешком слишком далеко, а для машины не проходимо.

Фэтбайк хорош для прогулочного катания, особенно, если вы не хотите слишком уж сильно задумываться, что именно происходит там, под вашими колесами.

Вы просто выбираете направление и крутите педали. Все остальное фэтбайк делает сам. 🙂

Он простит вам многие ошибки, после которых на велосипеде другого типа вы будете валяться в кустах или пахать носом грязь.

Там,  где ты на найнере с замиранием сердца уповаешь на технику управления —  когда проходишь технически сложное место на скорости или просто подразумевающее возможность разложиться — на фэте — ты просто прешь вперёд, вкладываясь в мощность.

«У носорога очень плохое зрение. Но при его размерах и массе — это не его проблемы».  (с)

Фэтбайк — неплохой выбор, если хотите кататься только «для веселья» и не очень далеко. Поездки в 30-50 км — будут для такого велосипеда в самый раз.

Mongoose Argus + RocxShox Bluto. Покрышки 4,9+3,8

В общем, фэтбайк понравился, но две попытки проехать 200 км грунтами «по-светлому» почти удались и были занесены в анналы личных БДСМ практик с пометкой ДСП.

Что не удовлетворило. Да, «не пытайтесь повторить это дома».

Sand Reaper. Рождение легенды

Затея создать велосипед с функциональностью фэтбайка, но не обремененного излишним весом родилась из появления карбоновой вилки с просветами готовыми принять покрышку вплоть до 29х3.0

Для 29х3.0 еще предостаточно места

Напоминаю, что на этом момент Ghost Fire Road Rage 6.9 LC еще не существует в публичном пространстве. Ваша трепещущая душа еще не успела получить незаживающую рану загуглив его цену.

Фреймсет

Карбон = Алиэкспресс.

Что может быть лучше для создания сердитого монстеркросса чем карбоновая рама найнера с алиэкспресс?

Только китаекарбон купленный по оказии с рук по годной цене. Проверенный «временем и дорогами».

Копируют китайцы хорошо

Зацепленная рама 19-ти дюймов росту, предположительно BXT (Но это не точно! 🙂 ) удачно сложилась с уже имеющейся вилкой. Конус, сменные дропауты, все дела.

Но в отделении дьявольских мелочей обнаруживаем: «очень короткий, уже пиленный, шток вилки» — 1 штука; «отсутствие комплектной оси 12й оси» — 1 шт; «потерянный болтик крепления дропаутов» — 1 шт.

Принимается волевое решение о снижении градуса общего пафоса проекта — заднее колесо будет на эксцентрике.

Задняя втулка Shimano Deore XT FH-M756A

А нужный болтик необходимого размера конечно обнаруживается в закромах настоящего мастера.

Тем временем намучивается вынос нужного цвета:

О размере рамы.

Если вы, подбирая капающие слюни колхозо-вожделения уже подыскиваете дуалы и баран для вашего найнера — помните — засовывая баран на не предназначенную для этого раму — сознательно берите раму на размер меньше — в противном случае получившийся уродец будет вам безбожно велик по размеру.

Руль

«Dirt Drop Bar» — именно так нужно писать в поисковой строке, если вы уже захотели себе такой же.

Нет, его не погнуло.

Нет, это не трековый (О_о) руль.

Да, это правда, очень удобно.

На чуть развернутых дуалах руки лежат как влитые. Площадь контакта увеличивается за счет частичной опоры на боковые грани дуалов — это оказалось очень удобно на бездорожье и в длинных поездках.

Ширина «по центрам» на именно моем руле — 56 см. Этого предостаточно для комфортного руления на сыпухе, спусках и прочих технических участках и офигительно удобно на торчках.

 

Dirt Drop Bar

«Колхоз имени Синдзабуро Кампаньолы»

Опыт теоретической колхозологии получает в этом проекте самую практическую реализацию.

Трансмиссия будущего монстра при первом взгляде наводила на мысль о бреде сошедшего с ума веломеханика.

Смотрите сами:

1. Шоссейные дуалы Campagnolo Centaur 2×10

2. Передний переключатель горной трансмиссии Shimano SLX (трипл)

3. Шатуны Shimano Deore FC-M622 (40-30-22)

Шатуны Shimano Deore FC-M622 (40-30-22)

4. Шоссейная кассета Shimano на 10 скоростей (11-28)

5. Задний переключатель на 11 скоростей Shimano 105 RD-5800-GS

Shimano 105 RD-5800-GS

6. Шоссейные калиперы Avid bb5 Road

Avib BB5 Road

«А теперь, уважаемые дамы и господа, со всем этим мы попытаемся взлететь» (с)

Механик, милостливо согласившийся собирать это недоразумение велосипед прислал мне видеосообщение, где восторженным голосом сообщил с помощью предложения начинающегося словами: «Что это у нас тут за дичь…» что «эта дичь» работает и все отлично переключается.

И действительно, параллелограмм 105й перекидки почти идеально компенсирует микроскопическое расхождение  в ходе троса между дуалами Campagnolo и Shimano Tiagra 4700й серии.

Трипл умер! Да здравствует трипл!

Будучи больным на всю голову глубоким ортодоксом и скептиком в отношении всеобщей тенденции перехода на единственную ведущую звезду (даже в бюджетных трансмиссиях), сознательно ориентировался на трипл и только на трипл (несмотря на то, что уже одно это само по себе приводило к дополнительным техническим трудностям).

«Поясню за шмот» детальнее.

Как так получилось, что «морально устаревший» трипл все-таки оказался на моем новом велосипеде?

Если мы посмотрим на существующие трансмиссии гревел байков (все-таки формально мы проектируем именно гревел), что обнаружим два основных варианта трансмиссии:

1х11 на велосипедах подороже (или с большей ориентацией на грунт, я полагаю)

и

2х9(10,11) на велосипедах подешевле (или с ориентацией на дороги с твердым покрытием).

Что не устраивает именно меня в этих замечательных стандартах?

Посмотрим повнимательнее на столь распространенный шоссейный компакт.

Мы грунте, нас интересует наиболее используемый диапазон скоростей 13-25 км/ч (каденс 80)

Что же мы видим? В этом диапазоне, с уже обычной (11-32)  11 скоростной кассетой мы находим 9 возможных передач. Это немало и плотность вроде бы достаточна, но посмотрите — мы влетаем на нашем грэвеле на мало-мальский рельеф и на 34/32 диапазон заканчивается там, где начинается все самое интересное! Втянуться с таким расчетом на обычный, даже не особо экстремальный грунтовый торчок уже может оказаться достаточно сложным.

Выбираем модный в последних сезонах 1х11:

Берем весьма показательный расчет аналогичного велосипеда Ghost Fire Road Rage 6.9 LC — 36х10-42

Да, тут у нас есть целых две передачи с передаточным число меньше единицы, и разумное большинство торчков для нас одолимы, но между 13 и 25 км/ч — всего 5 передач! Это, на мой взгляд, более чем достаточно для режима гонки. Однако,  в туристической поездке, даже если это «поход выходного дня», лично мне хочется иметь больший выбор.

Многие забывают, что чем меньше компромиссов мы допускаем в выборе передачи, чем более близко передаточное число к идеальному для текущей скорости, тем меньше мы устаем.

Человеческое тело  — не такая совершенная машина, как бы нам хотелось и может долговременно выдавать максимальную мощность только в довольно узком диапазоне каденса. Недостаток выбора возможной передачи ощущается как желание выбрать передачу между существующими — когда одна передача ощущается как тяжелая, а следующая как слишком легкая.

Именно эту проблему я пытался решить выбирая трансмиссию 3х10.

Получив 15(!) возможных передач в диапазоне в 13-25 км/ч  смело заявляю — да, это именно то, что мне было нужно. Плюс — я получил вполне достаточный диапазон для того чтобы карабкаться по горочкам и не забалтываться на асфальте, чувствуя себя почти на равных с шоссерами.

После первых выездов регулярное пощелкивание дуалами довелось до автоматизма (переключаться приходится чаще, чем раньше) и появилось приятное ощущение поездки на автомобиле с автоматической коробкой передач — настолько плавно меняется соотношение.

Из недостатков отмечу пожалуй сложность настройки трипла для использования крайних звезд кассеты.

Не слишком толсто

«Extremis malis extrema remedia» или «особые условия требуют особых решений».

Koga BeachRacer

Поскольку именно Koga BeachRacer стал идейным вдохновителем и этого и прошлого проекта — в этот раз вопрос с выбором покрышек был закрыт с самого начала.
Поставить покрышки созданные для гонок по пляжу на велосипед для поездок по песку? Хм. Едва ли можно предложить вариант разумнее.
Представляю вас следующих представители швальбовского семейства Big-One:

 накатистая и безобразно легкая G-One Speed 27,5х2,35 в качестве тяговой покрышки:

Schwalbe G-One Speed 27,5х2,35

и цепкая и проходимая G-One Allround 27,5х2,8 на переднем колесе.

Schwalbe G-One Allround 27,5х2,8

Легкие и широкие  покрышки G-One делают этот монстеркросс «гравийником на стероидах», придавая легкому и подвижному велосипеду функционал фэтбайка — способность ехать, когда все остальные уже идут пешком. Песчаные грунты, лесные тропинки, заросшие поля — все это пролетает под колесами на одном дыхании.

Allround прекрасно удерживает велосипед в поворотах, позволяя дерзко закладывать руль при маневрах и объезде внезапных препятствий. Гладкая G-One Speed катится по лесным тропинкам словно по асфальту, легко добавляя +2 км/ч к средней скорости моего обычного передвижения.

Ширина передней покрышки разрешает использовать ее с низкими давлениями (штатно разрешенное до 1,5 атмосфер), что практически добавляет велосипеду с ригидной вилкой небольшой ход подвески.

Дополнительно, к этому велосипеду, как-то сам собою собрался еще один комплект покрышек: радикально цепкая Onza Canis 27,5×2,85 на переднее колесо и всем знакомый гоночный «двигатель» Maxxis Ikon 27,5×2,25 на заднее.

Использование этого комплекта предполагается в поездках со значительным набором высоты и сложным рельефом — карабкаться в торчки  лучше не на «песочных» покрышках.

 

Вариант для рельефа.

В первоначальном варианте естественно планировалась установка покрышек бескамерно — битва за вес и скорость требует именно этого решения прежде всего.

Но поврежденные уже цепью в ходе использования и без того тончайшие боковины покрышек G-One Speed замироточили с таким энтузиазмом, что после недели мучений и поклонения всем велосипедным богам, в ходе тестового выезда, покрышка была установлено камерно и на этом эксперименты в этой области пока завершились…

Схватка за вес велосипеда в текущей комплектации с — камерами остановилась на 11,3 кг. Дальнейший переход на бескамерку, надеюсь, позволит уложиться до 11 кг.

«Легко, без стонов»

Хоть именно так нужно расставаться с деньгами, в этом месте всегда начинается самое интересное.

Все знают, что процесс сборки велосипеда растянутый во времени — может быть вполне самостоятельным удовольствием. Как при сборке пазла — сам процесс поиска единственно-подходящего варианта есть радость и безобразное счастье.

Для пущей остроты ощущений я решил растянуть процесс и целенаправленно искал нужные элементы на вторичном рынке. Новыми были куплены только самые нагруженные части и расходники: втулки, каретка, рулевая, тормоза, цепь, одна из покрышек.

В момент, когда я узрел появившийся уже в продаже Ghost Fire Road Rage 6.9 LC — единственный на тот момент серийный велосипед, с которым можно было бы сравнить мою конструкцию, появился дикий чисто спортивный интерес — «за насколько дешевле можно получить» практический аналог.

Ghost Fire Road Rage 6.9 LC

Результат порадовал:  890$ против 3350$

 

Машина удовольствий

Общее впечатление от велосипеда при первом же тестовом выезде на асфальт: «Ох, ты ж ё!»

При первом выезде на песочек: «Что, так можно было?»

Основной страх и ожидания при сборке крутились вокруг — «будет ли удобно?» и «как это будет ехать?»

Результат превзошел все ожидаемое.

Да, велосипед получилось очень необычным внешне и по ощущениям. Вроде бы неподходящая для руля-барана рама, непривычный руль, нестандартное положение дуалов… Но самое странное было в том, что когда я уселся на этот велосипед  в самый первый раз — мое тело встегнулось в посадку как шип SPD в педаль. Было идеально.

Все было на своем месте, руки лежали как влитые. Спустя некоторое время попробовал покрутить положение, руля, длину выноса, седло. Становилось только хуже.

Велосипед получился очень динамичным, благодаря 27,5 диаметру колес, легкому ободу и покрышке сзади.

Широкая и зацепистая покрышка на переднем добавила невероятную проходимость и комфорт.

Полностью карбоновый фреймсет — комфорт и небольшой вес.

Спуски и подъемы до определенного градиента проезжаются на отлично, но велосипед все-таки затачивался под динамичный ровняк и на совсем жестких кантри трейлах проехать может получиться только в режиме «экскурсии».

Проходимость на сухих сложных и сыпучих поверхностях, по ощущениям, почти сопоставима со стандартным фэтбайком. Переднее колесо сохраняет контроль дороги в любой ситуации, заднее почти в любой — кроме совсем размокшего после дождя грунта. Да, делать в грязи на гладкой покрышке практически нечего, но на засыпанной гравием дороге велосипед чувствует себя уверенно и позволяет прилично натянуть, сохраняя потрясающую управляемость и комфорт до 28-35 км/ч.

Благодаря накатистым покрышкам и легкому весу удается усидеть в группе шоссеров.

Вылететь с асфальта на полевую грунтовку не снижая скорости?

Отправится в далекий поход выходного дня вдали от асфальта?

Принять участие в гравийной гонке?

Не знаю, что еще возможно сделать на этом велосипеде, но совершенно точно — более подходящего мне велосипеда я не мог и вообразить.

 

P.S. Агрегат обрел дополнительный 29+ вилсет и повеселел еще больше:

29+ Марафоны ждут.
Спортивный туризм «ПІВдень»

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Григорий Кудрявцев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: