Bike in City

Монстеркросс. Как я изобретал велосипед

«MonsterCross байк — это микс между Enduro All Road и Gravel Grinder»

«Вообразите худший кусок асфальта, который вам случалось видеть. Там где мы ездим — немного хуже!» — организатор топ 10 гравийных гонок.

В чем уж точно нельзя обвинить велоиндустрию — так это в отсутствии разнообразия.

Только исчерпывающий перечень типов велосипедов займет целую страницу текста.

Потрясающая простота самого принципа и небольшое количество деталей, похоже, провоцирует любого неравнодушного на яростные эксперименты.

Эта неуемная жажда давно превратила понятие «изобретать велосипед» во фразеологизм на всех языках мира.

Кажется, для любой непонятной ситуации в жизни человека уже придуман свой подтип велосипеда.

Эксперименты с геометрией рамы, диаметром колеса, объемом покрышки активно продолжаются все последнее десятилетие. Порождая, как всякая эволюция, и гениальные находки и нежизнеспособных уродцев.

«Найнеры», «плюс-байки», «гравийные велосипеды» — вот перечень самых удачных находок инженеров подхваченных маркетологами за последнее время. Найнеры и 27,5 практически выкинули из игры классические МТБ на 26 дюймах, «27,5+» (плюс-байки) — неуверенно, но все-таки заставили потесниться фэтбайки, грэвелы, зародившись как спортивный снаряд, изменили представление о шоссейных и туристических велосипедах, подвинув туринги и создав одновременно новый подкласс — adventure-bike — велосипеды для путешествий.

Одновременно, погоня за комфортом без ущерба скорости привела к реинкарнации популярных в первой половине 20 века  «баллонных» покрышек (сликовой резины с шириной в 2 и более дюйма).

Отличительной особенностью таких покрышек стало сочетаний низкого сопротивления качению, повышенного комфорта и проходимости.

Любители велосипедов давно привыкли к мысли, что повышение проходимости обеспечивается только зубастой и «злой» резиной с высоким протектором.

Однако, это не совсем так.

Высокий протектор начинает «работать» только на сравнительно мягких, но не рыхлых поверхностях. Только погружаясь примерно на глубину шипов злая покрышка отыгрывает свою функцию — усиливает сцепление, увеличивая площадь контакта.

В случаях плотных, ровных поверхностей, или же — слишком рыхлых — агрессивный протектор зачастую играет негативную роль. На слишком плотном грунте или асфальте площадь соприкосновения может падать до опасных значений, на песке — злая покрышка вязнет, уходя зубами слишком глубоко.

Кроме того, каждый острый выступ на покрышке при контакте с поверхностью упирается в нее, повышая сопротивление качению. Покрышка не катится, а как бы «скачет» по земле.

Одним из способов решить эту проблему стало воскрешение широких покрышек без ярко выраженного протектора.

Спасая ситуацию с проходимостью за счет большей площади контакта, они принесли на грунтовые дороги почти асфальтовую «катимость».

Более того, в вопросе «наката» широченные и гладкие «balloons» получили определенное преимущество и на асфальте, даже перед тончайшими шоссейными сликами.

Оказалось, что до скоростей, на которых решающее влияния начинает оказывать аэродинамическое сопротивление (>30 км/ч) широкая покрышка имеет преимущество перед узкой в пресловутом «накате». Дело в физике деформации. Широкая покрышка при движении под нагрузкой продавливается «вширь», тогда как узкая — «вдоль» — что приводит к большим потерям энергии.

Самым важным же скиллом баллонных покрышек стала амортизация. Значительный  объем позволил снизить давление воздуха, а мягкие и упругие боковины покрышки — улучшить модуляцию.

Для полноты картины необходимо заострить внимание на существенном недостатке «ballon tyres» — они непредсказуемы и опасны на мокром грунте. Только на грунте. На влажном асфальте они великолепно держат сцепление.

Впервые установленные на найнер такие покрышки кардинально преобразили мой велосипед.

Цепкость в поворотах, фантастический комфорт, непривычная легкость хода — все это заставило меня заново влюбиться в ежедневный комьютинг.

Баллонный найнер

Однако, любовь к длинным дистанциям и серьезным велопутешествиям все чаще приводила  к мысли — прямой руль, даже с эргономичными грипсами и парой дополнительных ручек для узкого хвата — дает недостаточно комфорта. При поездках длящихся часами — важна возможность изменить не только положение рук, но и всего тела. Затекающая в одном положении спина просто молила — «давай уже как-нибудь по-другому».

Появившийся в семье бодрый циклокросс дал на эти мольбы однозначный ответ  — шоссейный руль-баран!

Интерес же к сочетанию шоссейного руля и широких покрышек возгорелся внезапно.

Пока широкие грязевые просветы рамы циклокросса увлекали дерзкими экспериментами с шириной и типами покрышек, мне  на глаза попалась картинка с велосипедом Koga BeachRacer — удивительной машиной для легендарных песчаных гонок по берегу Северного моря, в Норвике (Голландия).

Уникальные велогонки по ровным как стол песчаным пляжам Северной Голландии — Эгмонт-Пьер-Эгмонт потребовали уникального велосипеда, которым и стал Koga BeachRacer — узкоспециализированный спортивный снаряд, за два года прошедший путь от экспериментального прототипа до серийного образца.

По словам Мартина Шуттерта, продукт-менеджера Koga — за основу была взята рама циклокросса, у которой увеличили просветы для 60 мм покрышек и значительно удлинили задний треугольник для курсовой устойчивости. Баллонная задняя покрышка Schwalbe Super Moto — решила вопрос тяги и уверенного качения на песке, а установленная спереди Schwalbe Nobby Nic — вопросы управления на рыхлом покрытии.

Этот специфичный велосипед для песка — взбудоражил мое воображение необычными линиями и сподвиг на дальнейшие эксперименты.

В связи с поломкой велосипеда (не разрешайте кататься на своих велосипедах людям чей рост превышает рекомендуемый для вашей рамы) — была удачно зацеплена найнерная рама от Marin Bobcat Trail 2 — более растянутой геометрии и большего размера.  

Упоительное конструирование экспериментального комьютера-монстеркросса началось с замены вилки на известный китайский ригидный алюминий — Mosso M5, что позволило сразу же скинуть почти полтора килограмма веса и опрокинуть геометрию посадки вперед.

Трансмиссию было решено оставить восьмеркой — весьма практично для ежедневного использования и удобно-бюджетно для экспериментального проекта.

После экспериментов с покрышками, было решено остановиться на Schwalbe BigApple 2,35″. Соотношение комфорт/накат/проходимость показалось идеальным. Антипрокольный слой , хоть и увеличивает вес, но оказывается приятным и практичным бонусом для городского применения.

Алюминиевый руль-баран, дуалы Claris — все удачно вписывалось в общую концепцию эксперимента.

 

Первый же тестовый выезд привел в восторг!

Оказалось, что возможность привычно положить ладони на пистолеты — это именно то, чего так не хватало мне в длительных велопрогулках «не разбирая дороги».

Что за удовольствие на плотных грунтовых тропинках уйти в нижний хват и мчаться по полям навстречу ветру!

Дополнительный бонус — очень приятно ощущать на сложных участках не одуряющую вибрацию в руки, от которой не избавиться даже карбоновой вилкой циклокросса, а мягкое, покачивающее «обтекание» неровностей покрышкой спущенной до 2 атмосфер.

Понятное и предсказуемое поведение велосипеда на неглубоком песке удивило.

Новое открытие асфальта. Комфорт сравнимый с поездкой на фэтбайке.

Необъяснимый накат и плюшевая мягкость.

25км/ч практически без усилий, без страха нырнуть колесом в решетку сливной канализации, между камнями любимой брусчатки.

Ощущение «вклеивания» колеса в поверхность дороги при закладывании рискованных виражей на спуске.

Предсказуемое поведение велосипеда даже на трамвайных рельсах.

Словом — мои загородные путешествия и городской комьютинг обрели новый вкус и комфорт.

Попытаюсь объяснить, зачем же понадобилась владельцу найнера и циклокросса эта возня.

То, что я получил в результате — это не нечто среднее между шоссейным и горным велосипедом.

За полетную легкость шоссеров приходится расплачиваться комфортом и невозможностью «переть напролом» там где захочется.

Продольно-сжатая до «toe overlap» геометрия циклокросса делает их некомфортными для дальних поездок и неспортивного применения.

Найнерам, при всем удобстве геометрии и посадки, в марафонах сильно недостает возможностей руля-барана по смене положения тела (туринговый руль-бабочка был отвергнут по идеологическим соображениям).

Получившийся монстр — это самая вкусная середина между циклокроссом и найнером.

На асфальте — монстеркросс конечно проигрывает шоссейникам в весе и аэродинамике, но благодаря увеличенному радиусу колеса и аэродинамической посадке вполне может тягаться с ними в средне-матрасной поездке.

Циклокросс быстр и проворен — но хватит ли у вас технического скилла провести его 45-мм колеса по всем тем тропам, которые вы наметили себе на ближайшее воскресенье?

Найнер — прекрасен, но вы, как и я замечали, что уход в низкую посадку на руле-баране делает прогулку заметно динамичней?

То, что у меня получилось — это такой недо-циклокросс—полу-грэвел, для людей, которые не хотят гонять круговые гонки, но при этом хотят катать где им вздумается и быть достаточно быстрыми на асфальте 🙂

Думаю, что для индустрии, цель которой продать вам в этом году еще один байк, монстеркросс представляет собой угрозу.

Если мне захочется иметь один велосипед для всего, то я боюсь — это будет именно он.

Он прекрасен на дороге и на бездорожье. С ним легко и удобно и по дороге на работу, и на прогулке в парке, и в марафоне по полям и лесам.

Да, я не догоню шоссер на асфальте и не смогу рассчитывать на приз в соревнованиях по кросс-кантри. Но что, если мне этого и не нужно?


P.S. Бюджет проекта модификации:

  1. Рама — 3000 грн
  2. Дуалы — 1000 грн.
  3. Руль — 400 грн.
  4. Покрышки — 1400 грн.
  5. Вилка — 1500 грн.

P.S.S. Краткий перечень баллонных и схожих с ними по параметрам покрышек разных производителей, в порядке уменьшения возможности купить в Украине:

  • Schwalbe BigApple
  • Schwalbe BigBen
  • Schwalbe SuperMoto
  • Schwalbe BigOne
  • Schwalbe Fat Frank
  • Schwalbe Crazy Bob
  • Continental CruizeContact
  • Rubena CityHopper
  • MaxxisHookworm
  • WTB Horizon
  • Hutchinson Low Rider
  • Michelin Pilot Sport

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Григорий Кудрявцев

  • Andrey Naumov

    Спс за рассказ, классный вариант.

  • Zo0m3R

    Именно что-то подобное я себе и хотел когда-то )
    Шоссер и двухподвес как 2 разных велосипеда решают проблему для разных покатушек. «По небольшим еб*ням» для него подходит, но тут МТБ на полусликах близок к нише. А вот когда коммьютинг за 20 км через лес, через гору, по дороге и по трассе, он становится идеальным вариантом, all-in-one

  • Антон Бризгунов
    • Григорий Кудрявцев

      Спасибо, забыл. 🙂

    • Zo0m3R

      воу, какая красивая, прям как змею на колесо намотало 🙂

    • Slimp

      Антоне, ШвальбеЮА їх возить? Чи дуже специфічна резина?

      • Антон Бризгунов

        Під замовлення возять, треба писати. Безкамерний варіант доволі дорого та живучість нууу дуже мала — на сезон активного катання. Покришка ~530г. важить, тобто вони тонкі та ніжні, проколюються на ура. Проте накат дикий 🙂

  • Сергей Стащенко

    Примерно такие же мысли были… У МТБ не хватает скорости, на шосере стремно в лесу))). Выбрал гибрид Cube Cross, со временем захотелось руль баран с его хватами… и понеслась)))) О Mosso M5 думаю, пока остановился на стоковой Suntour NCX-E RL Lite с ходом 56мм..))) https://uploads.disquscdn.com/images/74d77443250de9b2c5641bd550c97df37641cebb3b8e8e60bb3637c4f3015070.jpg

    • Григорий Кудрявцев

      Красивый велосипед!
      Жестка, кажется идеологически вывереннней, тем более, что амортизации покрышками мне хватает. 🙂
      А что такое виднеется на конце дуалов?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: