Bike in City

Как правильно собрать велосипед? Проверяем Venge ViAS

Сборка нового велосипеда не терпит халатности и ошибок даже в мелочах.
Показываем это на примере топового шоссейника Specialized Venge ViAS Disc 2017


Что мы видим на витрине, когда приходим в магазин? Правильно — собранный велосипед. Кто его собирал, как быстро, сколько он собрал велосипедов до этого и был ли достаточно внимателен и скрупулезен? Ответов обычно нет. Но при подготовке нового велосипеда нет неважных этапов — каждая деталь и каждый технологический процесс имеют значение и сказываются на качестве и длительности эксплуатации.

Про правильную предпродажную сборку и проверку узлов нам рассказал веломеханик Иван Швыдко, заодно описав основные проблемы халатного отношения к этому процессу. Новой и ценной информации оказалось даже больше, чем мы ожидали!

РАЗОБРАТЬ

Велосипед проходит первичную сборку на заводе, потом попадает в магазин, где его уже дособирает штатный механик. И тут кроется две проблемы. Первая — квалификация механика. Топовые бренды могут себе позволить платить конкурентную заработную плату высококвалифицированному персоналу, а вот компании средней руки уже не имеют больших бюджетов. Соответственно, высококлассные механики работают или с велобрендами топ-уровня, или имеют «частную практику». Конечно же, из данного правила бывают исключения и в небольших магазинах можно встретить грамотных механиков, но они редки. Вторая проблема — загруженность механика. Даже самый высокопрофессиональный и грамотный мастер может начать допускать ошибки, собирая 20-й велосипед за день, а такой вал заказов часто бывает у популярных марок в разгар сезона, когда приходит новая партия с завода и ее нужно быстро подготовить к продаже.

Неправильная сборка любого из узлов может сильно сказаться на комфорте, управляемости, накате, безопасности и долговечности аппарата. Причем существует закономерность: чем дешевле велосипед, тем чаще можно столкнуться с некачественной сборкой (ибо проблемы один и два накладывается друг на друга). Возникает вопрос — почему мы взяли для написания этой статьи Specialized Venge ViAS Disk стоимостью более $6000? Ведь Спеш славится своим качеством и каких-то лаж с завода не должно быть, а механики в Экстрем-Стайле (оффициальный диллер Specialized) имеют хорошую репутацию.

Ну, во-первых, это красиво © А во-вторых, именно в дорогом и безумно технологичном велосипеде идеальная сборка не просто важна — это непременное условие эксплуатации. Проектируется такой велосипед вообще без допусков на халатность, люфты и прочий ад. Малейшая оплошность или недоработка, и вы теряете то преимущество, за которое переплатили немалые деньги. Вместо топового «самолета», который экономит вам десятки ватт на каждом километре, вы получите просто очень дорогой шоссейник.

А выбор мастера был очевиден. Это главный эксперт по механике проекта Bike in City Иван Швыдко. Он давно снискал славу в столице и за ее пределами. Золотые руки, огромный опыт, нестандартное мышление — перед Иваном просто нет неразрешимых велозадач. И что немаловажно — он не связан с каким-либо брендом, что гарантирует объективность в оценке даже самых дорогих велосипедов. Ассистирует Ивану очаровательная и очень грамотная Юлия.

И пару слов о мастерской Ивана. У него на вооружении токарный и фрезерный станки, сварочный аппарат (и он действительно умеет с ними работать!) плюс покрасочный цех. Ремонт велосипедов под ключ, как говорится.

Советы ниже имеют общий характер, ими могут воспользоваться и механики, и энтузиасты, которые любят собирать свои велосипеды сами. Поехали!

Достаем велосипед из коробки

Помните фразу про важность мелочей? Обязательно осмотрите коробку. Если на ней есть следы ударов и вмятины от транспортировки, то велик шанс, что рама или колеса тоже пострадали. Упаковка нашего Venge ViAS Disc была в полном порядке.

Забавно было обнаружить в коробке с велосипедом за $6к катафоты и пластиковые педали с туклипсами 🙂 Все просто — иначе велосипед не будет допущен к продаже в любой стране Европы, такие строгие правила.

Комплектное седло сразу установлено на подседельный штырь аэродинамической формы. Обратите внимание на его ширину — 143 мм. Интересно.

Кстати, замок подседела и весь штырь должен быть перемазан антифрикционной смазкой, но мы этого в процессе сборки не делали. Данная процедура должна проводиться перед началом эксплуатации.

Крепя велосипед в стойке, очень желательно подложить или мягкую ткань, или начисто протереть лапки держателя. Получить царапины на новехоньком карбоне очень неприятно.

Снимаем все транспортировочные демпферы, крепления, пленки и приступаем к проверке узлов и непосредственно сборке.

Каретка

Первое, с чего нужно начать проверку заводской сборки — это каретка.

При внимательном рассмотрении кареточного узла и рулевой видно, что на всех привалочных поверхностях, пыльниках видны остатки густой консистентной смазки. Это говорит о том, что узлы собраны не насухо и туда можно не лезть (ведь есть другой способ проверки). Нужно только проверить затяжку. Все равно эти узлы будут нуждаться в переборке после первого мощного дождя. Заодно проверяем бонки на звездах системы.

UCI official approved

Способ проверки каретки прост и эффективен. Нужно полностью скинуть цепь и, придерживая ее рукой на весу, проверить, как крутятся шатуны. Если вращаются гладко, то все ок. Если же движение тугое, но равномерное, значит, на заводе набили слишком много смазки на пыльники. Это не очень критично, но будет немного забирать мощность на первых порах, пока не разработается. А вот если шатуны крутятся неравномерно, с рывками — как стрелка часов, то в каретке серьезные проблемы. Подшипник может быть криво посажен или перетянут, работая на излом. Из-за этого могут разрушиться шарики, что повлечет клин кареточного вала. А если приложить усилие, то может лопнуть сам пром и разбить посадочное место — это уже очень серьезно.

На недорогих велосипедах часто встречается неотторцованый кареточный узел, рулевые стаканы и посадочные места для тормозных каллиперов. Такое случается вследствии ведения металла при сварке или появления наплывов краски при лакокрасочных работах. Это тоже влияет на несоосность системы и, например, не позволяет установить каллипер точно, что приводит к постоянному затиранию тормозного диска. Устраняется специальным торцовочным инструментом. И кстати, в карбоне посадочные места не торцуются, они изначально ровные. А в Venge каретка работала прекрасно.

Колеса

Проверка колес обязательна и важна, ведь это обычно самое проблемное место на новых велосипедах. Такое чувство, что механики просто не заморачиваются.

Тест 1 — берем колесо и просто смотрим, как вращается внутрення втулка. Делать она это должна нежно, без задиров. Если задиры все же есть, то посадочные места чуть не совпадают и подшипники задавливаются.

Тест-2. Делаем иммитацию посадки колеса в раме — вставляем ось или эксцентрик, докидываем пустое пространство проставкими и зажимаем. Пробуем, как крутится внутрянка. Не крутим само колесо, не вставляем в раму, а именно крутим рукой ось. В раме колесо будет крутиться под своим весом и небольшие косяки мы попросту не заметим.

Похабно собранная втулка встречается слишком часто. К примеру Novatek, FireEye, Sram х9, наверное, 1 из 7 втулок имеет серьезные проблемы с посадочными местами. Последствием этого будет худший накат и куда более быстра смерть прома. Тот же самый тест работает и со втулками на конусах. Если контргайки недокручены, то при таком испытании ничего крутиться не будет. DT Swiss 350 на подопытном Спеше собраны отлично — у мастера вопросов нет.

А как же спицы? Ничего не забыто, переходим к ним и берем тензометр (устройство для измерения натяжения спиц) и замеряем.

При проверке заднего колеса разброс натяжения по спицам составил 3-4%, практически идеальная натяжка. НО! Берем насос и накачиваем штатные 8 атмосфер (кстати, гайку на нипеле подкручиваем только сейчас, после накачки, и пожалуйста, НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТО ПЛОСКОГУБЦАМИ).

И все сразу стало не так кучеряво. Разброс по натяжке составил уже 8%, но это тоже еще не плохо. Обычно разница такова, что спицы даже начинают усаживаться с громким звоном. DT хорошо колеса собрали. Но видно, что собирали на автоматизированной линии, в одном месте обод немного поцарапан возле спицевого отверстия.

Также появилось небольшое биение обода, буквально 1,5-2мм восьмерка. Это не критично, но лучше устранить на этапе сборки.

Переднее колесо также проверили — с ним проблем не было.

Обращайте внимание на затяжку. Очень часто на недорогих новых велосипедах колеса протянуты абы как, что может привести к вот таким последствиям:

Попутно проверяем, насколько хорошо затянута кассета и тормозные диски (на Спеше CenterLock). Это тоже частая проблема, но тут все в норме.

И в догонку про колеса DT Swiss — разбортировали покрышку и проверили флиппер. На наших экземплярах все отлично, ободная лента на всю внутреннюю ширину обода и проклеена. Иногда на более дешевых колесах при сборке флиппер может сместиться и оставить открытыми дырки для спиц — с очевидными последствиями для камеры.

Тормоза и переключение

С тормозами все довольно просто. Современные тормозные системы спроектированы так, что даже новичок сможет подключить гидравлику. Другое дело, когда механики при сборке лажают, и вы покупаете велосипед с завоздушенной системой или наполовину слитым контуром. Тогда нужно будет делать прокачку. Но дуалы Ultegra на Спеше были прекрасны и все подключилось за пару минут. Еще механику нужно правильно выбрать длину гидролиний, так как очень короткие не позволят ни поднять выше руль, ни установить более длинный вынос. При внутренней проводке, очень важен аккуратный завод гидролиний, особенно если у вела сложной формы руль.

Колодки с радиаторами и ротора IceTech — перегрев Венджу не грозит

А еще обратите внимание, что колеса на осях — максимальная жесткость и 100% попадение в калипер, но несколько лишних секунд на смену колеса в гонке.

Дальше — тросики. И это такое. Нет, они отличные, с тефлоновым покрытием. Но все, АБСОЛЮТНО ВСЕ производители велосипедов пихают их в разъемные рубашки, а тефлоновые тросики и разъемные рубашки — плохой союз. Такие тросы должны быть в цельных рубашках, иначе через 500-1000 км покрытие разлохматится на стыках, забивая рубашку и ухудшая переключение. Но все производители упорно продолжают это делать.

По вот этим белым направляющим будут ходить троссики,но цельные рубашки были б практичнее

К чести Спеша стоит сказать, что они молодцы и сделали правильную прокладку направляющих для рубашек, например рубашка переднего переклюка заводится на правую сторону и не будет тереть рулевую и т.д. Вроде бы просто, но другой способ прокладки гарантирует быструю утрату внешнего вида рамы. А еще мастеру понравилась обработка рубашки в месте разрыва, предназначенном для крутилки микроподстройки — хорошие края.

Но вернемся к тросикам. Если делать этот велосипед для себя, то мы бы протянули цельные рубашки даже внутри рамы. Тогда было б идеальное переключение и такая конструкция не засорялась бы. Первы несколько дней тросики стучали бы внутри рамы, но потом уселись.

Но не зная предпочтений покупателя этого Venge, мы не рискнули заниматься таким апгрейдом. Хотя небольшое улучшение все же произвели — добавили пыльник на тросик переднего переклюка, чтобы не набивалась грязь. Иначе при первом же дожде вся гладкость тефлонового покрытия была бы компенсирована накиданным сверху песком.

Настраиваем переключение.

Кстати, маленький нюанс. Хвостики тросиков перелюков нельзя делать длинными, так как их обламает при тряске. И еще реверанс в сторону Спеша — концевики в комплект они кладут толстые и тонкие для тормозов и переключения соответственно. Молодцы.

И финальный штрих — обмотка руля. Симметрично, виточек к виточку. Что характерно, у Venge мотается руль только до начала аэродинамического «крыла».

Хотелось бы отметить фирменные заглушки руля у Спеша — с фиксатором под шестигранник. Такие точно не улетят на брусчатке.

Поговорив с Ваней, мы выяснили еще часть проблем новых велосипедов, и что он обычно проверяет (большинство этих проблем встречаются в мтб-подвесах):

  • проверка соосности ног вилки (никогда не думали, что тут могут быть проблемы)
  • прокачка вилки, аморта, тормозов
  • пережаты прома в подвеске — требуется переборка линков
  • перепресовка штока вилки
  • попадается стружка в ободе, в демпфере вилки
  • как уже писали, иногда проводится торцовка калиперов дисковых тормозов
  • в половине случаев резьбовые каретки не дотянуты в раме и шевелятся

Так что проверка нового велосипеда — это просто MUST.

А тем временем, наш великолепный Specialized Venge ViAS готов! Прекрасный опыт для нас, да и нашим техническим экспертам было интересно покопаться в таком велосипеде.

Благодарности и вопросы можете передавать в комментариях через страницу Bike in City и через личные ФБ-странички: Иван, Юля.

И конечно же, мы говорим спасибо Specialized Ukraine и сети магазинов Экстрем-Стайл за прекрасный велосипед для сборки!


И в качестве пост скриптум, немного бекстейджа:)

Читай мануал, username!

Вот так правильно смотреть Париж-Рубэ
Истину глаголет

 

Универсальный инструмент

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Богдан Воеводин

Сооснователь Bike in City

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: