Bike in City

Электричка моей мечты! Обзор Cannondale Moterra

Даже беглого взгляда на крупнейшие веловыставки мира (Eurobike, ExpoCycle, Taipei Cycle Show) за последние три года достаточно, чтобы понять постоянное увеличение интереса производителей и потребителей к электробайкам. Это железобетонный тренд, который не думает сдавать обороты. Эктровелосипеды эволюционировали от нелепых тяжелых монстров до вполне приятных и удобных средств передвижения.

Сразу стоит сделать оговорку, предвидя зарево полыханий в комментариях — электрички приехали и заняли свою нишу, смиритесь. Электровелосипед, как и бритые ноги, трусы из лайкры и велоселфи не имеют никакого отношения к ориентации. Это современные тренды, стойкие и развивающиеся. Попытайтесь понять вектор прогресса и не будьте староверами. Тем более, что велосипед, о котором сегодня пойдет речь и не совсем электровел — это электроэндуро с ассистом, Cannondale Moterra в комплектации AM3.

На данный момент, я бы выделил две самые успешные ниши электровелосипедов — электроситибайки и электроМТБ. Цель существования каждой из них описать довольно легко. Электроситибайки призваны сделать ваше передвижение по городу максимально комфортным. Любая горка перестает быть проблемой и на работу вы приезжаете не потным и ароматным, а веселым и «с иголочки». В подавляющем большинстве случаев они имеют компоновку мотор-колесо  и возможность хода только на электротяге. А еще они позволяют возобновлять заряд во время спусков путем рекуперации. О ярком представителе этой ниши, Xiaomi Yunbike C1 мы писали в прошлом году. И именно этот вид можно назвать электровелосипедом.

Берем мтб раму, ставим снизу двигатель с приводом на систему, прикручиваем батарею и получаем электромтб. Но не все они одинаково полезны. Кросс-кантрийные хардтейлы с электроприводом даже я считаю непонятной дичью. А вот сделать подвес с ходами 130-160мм, мотором в каретке и батареей внутри рамы оказались чертовски удачной идеей. Этот подвид называется электроэндуро.

Модель использования такого велосипеда проста и гениальна — подъехать к месту катания, врубить электромотор и закрутить на гору, вырубить и спустится вниз на всех ходах. Идеально. Или же это читерство?

Сердце электроэндуро — мотор, батарея, блок управления

Впервые сев на Cannondale Moterra я был удивлен ускорением, которое дает мотор. Дело в том, что моторы в каретке значительно проигрывают в мощности своим «колесным братьям», так как их основная задача именно помогать вам крутить, а не делать за вас всю работу. Киловаттных монстров здесь не встретишь, да и не нужны они. Так и Moterra комплектуется топовой силовой установкой от Bosh — Performance CX мощностью в 250Ватт и батареей Bosch Power Pack на 500 Вт-час. При этом мотор может выдавать крутящий момент до 75 Ньютон-метров, что на сегодня лучший показатель в классе.

Обратите внимание на «защиту днища», такая выдержит и жесткое столкновение с камнем, оставив мотор целым

Мотор очень круто вписан в раму. Это осознание приходит в процессе рассмотрения многочисленных ребер жесткости и шарниров, которые его окружают. Перед инженерами стояла задача сделать узел максимально жестким, защищенным и при этом правильно спроектировать подвеску. Получилось.

Кареточный вал проходит непосредственно через сам мотор, что минимизирует потери от передачи мощности от двигателя на трансмиссию. На вал крепятся шатуны и ведущая звезда на 15 зубьев через обгонную муфту, что позволяет шатунам вращаться назад и вперед независимо от работы двигателя.

Цепь надежно ловится успокоителем с верхней рамкой и шанс слета нулевой

Питается мотор от самой жирной Бошевской батареи PowerPacks на 500 ватт-часов. При этом конструкторы расположили ее с нижней стороны рамы, максимально занизив центр тяжести, что благоприятно сказалось на управляемости велосипеда.

Батарея вставляется в специальную нишу, как магазин в пистолет и надежно защелкивается. А чтобы у вас ее ненароком не украли, снимается она только с помощью специального ключа. Кстати, замок от фирмы Abus, так что все серьезно.

Учитывая нижнее расположение батареи и хардкорное предназначение Moterra, а в нее неизбежно будет прилетать всякая грязища вперемешку с камнями, Cannondale предусмотрели еще и специальную толстую резиновую защиту. Так как вы точно не захотите узнать как горит пробитая литиевая батарея (загуглите для интереса).

В комплекте с велосипедом идет громадный блок питания, который заряжает батарею за 3,5 часа. Штука недешевая и со своим проприетарным коннектором. Так что покупка дополнительного блока питания (например в офисе оставить) потребует времени и денег. Что не очень понравилось, так это необходимость каждый раз снимать батарею для зарядки, со временем начинает дико бесить. Можно было вывести отдельный порт на корпус велосипеда. Но практически все электробайки реализованы именно так, поэтому глупо записывать это в минусы.

За управление электромотором отвечает головной блок Bosh Intuvia с выносными операционными кнопками. Это середнячек в линейке бошевских устройств.

Функциональностью он не блещет, но необходимый минимум обеспечивает. Главная его задача — индикация выбраного режима работы электромотора, запаса хода, остаточного заряда батареи и отображение текущей скорости. Сам дисплей хоть и не трансрефлективный, но отлично читается при разном освещении, а для темного времени суток есть ровная белая подсветка. При этом он съемный, и при желании можно приобрести себе топовую модель Nyon с беспроводными интерфейсами и навигацией. Но смысла в этом я не вижу, любой Lezyne или Garmin будет на две головы выше.

Касательно режимов работы электромотора, так они здесь не для галочки, а реально меняют поведение велосипеда. Всего их 5— Eco, Tour, Sport, Turbo и OFF. С Офф все ясно, мотор выключается. Екорежим ваш выбор если надо проехать с минимальным ассистом максимальную дистанцию. Фактически действие электротяги начинает ощущаться только на подъемах, зато на свежей батареи компъютер рапортует о запасе хода на 150 км. Врет, скорее всего, но я не проверял. Ехать на 130-мм подвесе сотку это очень специфическое удовольствие.

Режим Tour хорошо подойдет для передвижения по городу, например по пути на место катания. Усиление чувствуется, сил на кручение уходит меньше, но батарея при этом расходуется несильно. Идеальным для катания мне показался режим Спорт, оптимальный баланс. Турбо же просто дичь — при малейшем нажатии на педаль велосипед рвет вперед. Очень забавное чувство. Постоянно его использовать глупо, батарею выжирает очень сильно, но на нем круто выезжать в совсем адовые торчки. И вот тут хочется сказать спасибо тем, кто добавил в систему выносные кнопки. Даже на большой скорости удобно управлять тяговым усилием, постоянно меняя режимы в ситуациях, когда отпускать грипсы очень не хочется.

Запас хода очень сильно зависит от интенсивности применения ассиста, но точно могу сказать, что проехать 50 км ни в чем себе не отказывая получится однозначно.

У режима Турбо есть еще один сценарий использования — Surprise, motherfucker.

Суть проста — его нужно включить перед тем, как дать кому-то покататься. Удивленное лицо и визг радости обеспечены. Так все 5 кантрил, которых я встретил на трассе «Кантрийный тандем» в унисон сказали, что электробайк это читерство и «не тру». Но 10 минут катания по самым крутым торчкам и все пятеро сказали что это очень интересный опыт и они поменяли свое отношение к электричке 🙂

Есть и небольшой нюанс. Обычно электроэндурики включают ассист при нажатии на педаль, но все они не понимают, что вы в данный момент жмете на ручку тормоза, контактов, размыкающих цепь у них нет. Так что возможны ситуации, когда вы и хотели б остановится, но запутались в ногах и велосипед может неожиданно рвануть вперед. Именно поэтому режимом Турбо нужно пользоваться аккуратно. Тем более, что тормоза на Moterra AM3 установлены самого начального уровня — Deore. Не могу сказать, что они ужасны, ротора 180мм позволяют остановится в любой ситуации. Но чувствуется, что запаса мощности нет. Электробайк требует повышенного внимания производителя к торможению, так как вес самого велосипеда немал (а наш тестовый велосипед завесил 23,5 кг), но еще есть и мощный мотор. Недаром за последний год некоторые компании начали выпускать обновленные линейки тормозов специально под э-байки, например Shimano презентовали 4-поршневые XT с радиаторами.

Из интересного — я первый раз за всю веложизнь физически ощутил, как жрутся тормозные колодки при катании в сухую погоду. Запасайтесь впрок, пригодится.

Вообще Moterra AM3 имеет самый базовые комплектующие в линейке. За амортизацию отвечает связка от RockShox — вилка Sektor Silver RL и аморт RockShox Monarch R (хоть за DebonAir спасибо) с ходами 130 мм. Не то чтобы подвеска работала плохо, все вроде сжимается и разжимается, но регулировок минимум, плюшевости и отзывчивости тоже не завезли. На велосипеде за такую цену ожидаешь увидеть царский Pike, но нет, свои мечты оставьте при себе.

Что хотелось бы отметить. Даже при наличии двигателя, батареи и 130мм подвески, в раме есть место для фляги, но желательно использовать держатель с боковой загрузкой. Линк аморта сделать из карбона, матовый и красивый. Вилка имеет крутилку локаута, но тянуться к ней на ходу не очень комфортно.

Довершает образ бюджетной навески трансмиссия Shimano Deore с двумя небольшими сюрпризами. Обратите внимание на задний переключатель и кассету.

Оценили диапазон? На Мотерре стоит десятериковый Sunrace на 11-40T. Первый раз я столкнулся вживую с кассетой этого производителя. Впечатления остались сугубо положительные. А переклюк недорог и прост, но имеет рычажок Shadow Plus, который фиксирует пружину и максимально натягивает цепь, что в комплекте с успокоителем исключает ее слет на расколбасе.

Что дает этому велосипеду характер (кроме мотора и подвески), так это колеса!

Moterra AM1 относится к классу так званых fatty (27,5 plus) — велосипедов с широкими толстыми покрышками, которые значительно крупнее обычных, но меньше фэтбайков. Так, опробованный велосипед имеет колеса с ободами 27,5″ и покрышками с шириной 2,8″.

При этом обод также широкий, 40 миллиметровый. В сочетании с Boost втулками 110мм+157мм и осями 15+12мм торсионной жесткости просто валом! А это дает дополнительную стабильность, управляемость и предсказуемость в поведении. Широченная резина (Nobby Nic) с низким давлением обеспечивает такой фантастический держак, что непреднамеренно сорвать колеса в боковое скольжение практически нереально. В повороты Moterra входит как по рельсам.

При этом объемные покрышки с давлением меньше 1 атмосферы работают как продолжение подвески и буквально съедают мелкие препятствия. Ощущения как от фэтбайка, только чертовски быстрого и неватного.

Необходимо отметить, что в линейке Moterra есть модификация LT, и она уже имеет обычные 27,5 колеса стандартной ширины, но более длинноходная — 160 мм на морде и сзади. Несмотря на хода и высокий уровень навески, ЛТ`шки кажутся мне значительно менее фановыми. Комбинация Fatty+130мм+электроассист дает невероятные ощущения и просто тонны веселья.

И нельзя обойти вниманием тот момент, что и обода, и покрышки в стоке идут готовыми к бескамерному использованию — приезжаете из магазина, выкидываете к чертям камеры, наливаете герметика и наслаждаетесь современными технологиями (правда мы так и не поняли, какая в комплекте идет ободная лента, есть риск, что вам придется искать Stans для широких ободов).

Руль в стоке просто отличный — 780мм черенок от лопаты 🙂 Такой «дрын» делает управление Моттерой очень удобным, но не всем из опробовавших он был привычным. С моей точки зрения он вписался сюда идеально, но вот протискиваться в лифт и дверные проемы стало несколько затруднительно.

При этом в машину Мота пакуется легко.

Короткий эндурный вынос дополняет правильную концепцию и позволяет легко выдергивать довольно тяжелый велосипед.

Седло от Fabric мне показалось несколько узковатым, но это вкусовщина. А вот чего точно Мотерре не хватает, так это дроппера — подседела с регулируемой высотой… Во всех моделях более высокого уровня он есть. И это первоочередная вещь, которую просто обязан приобрести владелец Moterra AM3. Ведь именно дроппер дополняет концепцию электроэндуро — закрутить на гору своим ходом и слететь с нее на всех парах.

Как видите, оборудование совсем базового уровня. За что же хотят over 4 000 долларов? Все просто — больше половины стоимости велосипеда и составляет мотор+батарея+комп+рама. И такая ситуация у всех подобных велосипедов подавляющего большинства производителей. Дороговизна рамы обусловлена сложностью конструкции и небольшими объемами производства данного класса велосипедов. Тоже самое и с силовой установкой. Чем меньше партии, тем дороже единица товара. Но меня несказанно радует популярность этих велосипедов в Европе. Для среднестатистического зарубежного велосипедиста выложить 3-4 тысячи евро за электричку не так болезненно, как для нашего брата. И эта популярность будет играть на руку нам — производители смогут увеличивать заказы на производство и цена будет постепенно падать, делая эти инженерные творения более доступными для покупки.

А вот для приобретения сейчас я бы рекомендовал именно комплектацию AM3. Тут все базовое и заплатите, по факту, вы за раму с двигателем и колесами. Добавить нужно будет только дроппер. А апгрейд тормозов, вилки, аморта можно будет совершить сильно позже, поставив именно то, что хочется конкретно вам, не ограничивая себя рамками подобранных производителем комплитов.

Для чего нужен электроассист?

Поймите главное. Велосипед с электроассистом не делает за вас всю работу. Крутить и потеть на нем нужно и я отметил, что на некоторых участках работаю даже больше, пульс все равно взлетает в потолок. Другое дело, что едете при этом вы значительно быстрее.

Если очень грубо обобщить, то электробайк добавляет свои 250 ватт к той мощности, которую вы развиваете на обычном велосипеде. Для наочности, возьмем среднестатистического гонщика-любителя высокого уровня (тот же Андрей Навроцкий или Олег Хлопов). *дальше пойдут очень приблизительные цифры, просто отнеситесь к ним как к примеру* Допустим, при езде в хороший подъем, они развивают мощность в 500 ватт. Такой велосипедист как я, даже при большом желании в подобный подъем выдаст в лучшем случае 250-300 ватт, и то недолго. Электромотор же добавит мне вот ту недостающую мощность, которая позволит заехать уверенно и не особо отстав от топового любителя. При этом что Навроцкий, что Хлопов заедут этот подъем все равно быстрее (проверено), но уже с небольшим отрывом. Прикладной тест на Кантрийном тандеме показал, что с электроассистом я заехал вообще все подъемы, которые не мог одолеть на любом другом велосипеде. Да, я уже слышу крики «Больше тренируйся, ленивая задница». Все так, если есть время на эти тренировки. А можно взять подобный вел и получить свою огромную порцию удовольствия от отличной покатушки.

Та же ситуация с асфальтовыми торчками по городу, которые я прокатил для контрольного замера. Мотерра сравняла мои результаты с гонцами первой десятки, но топ все равно был недосягаем. Кстати про страву — не будьте мудаками, обозначайте свои заезды как «E-biking», это уберет ваш результат с таблицы лидеров, а они свои отвоеванные секунды реально заслужили.

Как едет Moterra?

Офигеннейше. Но только если вы поймете для чего она спроектирована. Катание по городу и асфальту? Зачем вы вообще купили этот велосипед тогда? Твердое ровное покрытие этот байк должен видеть в двух случаях — по дороге на место катания и на пути домой. Все. Это велосипед для пересеченки, гор и лесов. Самое малое, чем вы можете его загрузить — хорошая кросскантрийная трасса, типа Кантрийного тандема (Скиман-Рейс) включая секции мини-ДХ. Лучше всего подойдут местные споты по типу Дариков. Идеальным вариантом остаются, конечно же, Карпаты. Но, откровенно говоря, с моим скилом я решил дальше Кантрийного тандема не соваться.

И именно на КТ я понял прелесть электроэндуро. Он убирает вот этот разрыв между тренированным гонщиком и офисным воином. Там, где раньше любитель мог только карабкаться пешком, с ассистом он тяжко, но едет. А это и дает невероятное ощущение — движения и свободы. Но, говоря правду, пропотел я все равно хорошо.

На мой взгляд для электроэндуро лучшим выбором будут топталки+FiveTen, контакты тут смотрятся странно

Moterra очень лояльна к новичку. Держака покрышки предоставляют море, мотор поддержит в сложной ситуации, а подвеска сгладит последствия ошибки. Она прощает, очень многое прощает. И ты начинаешь больше рисковать, опьяненный новыми возможностями. Что может быть чревато, надо об этом помнить. При этом, за счет электромотора, ты можешь экспериментировать. Заезжаешь в торчек и пробуешь крутить с загрузкой передней оси или задней, рывками или плавно — в любом случае мотор поможет, если ошибешься. А полученные навыки отлично применяются потом на обычном велосипеде.

В воздухе при прыжках и вылетах Moterra ощущается тяжелой рельсой, движение очень прямолинейное и предсказуемое.

Первое, что начинает делать человек, который сел на Моту — заезжать вверх по ступенькам. Она делает это настолько легко и непринужденно, что поражает. Абсолютно все, кто пробовал, смогли сделать это. А теперь подумайте, много ваших знакомых могут с первого раза проехать вверх лестничный пролет на велосипеде?

Никто же не думает, что Moterra стремительна как трепетная лань? Как и все электровелосипеды, производителем установлено ограничение в 25 км/ч, после достижения которого мотор перестает помогать. Выше этой скорости можете полагаться только на свои ноги. На ровной дороге, несмотря на вес велосипеда, можно легко поддерживать скорость 30-32 км/ч. Это общеевропейские правила, иначе велосипед не пройдет сертификацию. Данные снимаются через датчик скорости на заднем правом пере.

Без него мотор не будет выдавать всю свою мощность. Но есть небольшой лайфхак, можно в настройках компьютера поставить самое маленькое значение окружности колеса, что повысит потолок ограничителя на 1,5-2 км/ч. Если совсем заморочиться, то можно снять ограничение вообще. По отзывам это позволяет разгонять велосипед до 45 и выше. Но вот смысл этого действия мне не ясен, учитывая специализацию Мотерры. К тому же, для этого необходимо ковырятся в начинке и тянет автоматический слет гарантии.

Из-за этого ограничения, ездить на Moterra в компании с ездоком на обычном найнере немного дискомфортно. Разный темп и динамика — вы рвете в любой подъем, но на ровняке начинаете отставать. Это чуть сбивает с толку.

Для кого предназначено электроэндуро?

Фактически, это велосипед для того, кто хочет получить все прелести катания по горам и пересеченной местности с вычетом страданий. Не все ведь любят боль и привкус крови во рту в конце длинного тягуна.

Если для вас велосипед и преодоление себя первичны, то скорее всего вы никак не сможете смириться с существованием электровелосипедов. Но если же для вас важен процесс катания, панорамы, возможность заехать в глушь и выехать оттуда без навыков чемпиона мира по скоростному спуску/кросскантри одновременно, и если вы воспринимаете велосипед как инструмент, а не самоцель — обязательно попробуйте электроэндуро, вам точно понравится.

Для понимания того эффекта, который на меня произвела Moterra AM3, могу просто привести мою старую концепцию идеального велогаража:

  • Недорогой городской сингл — Шоссер — Кантри-найнер — Среднеходный подвес

А после знакомства с Мотеррой, я изменил свои предпочтения на:

  • Сингл — Шоссер — Электроэндуро

Очень жду, когда цены на них упадут до вменяемого уровня.


На момент публикации цена Cannondale Moterra составляла 114 374 грн.


Чумовое видео от ребят из Велопланеты!

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Богдан Воеводин

Сооснователь Bike in City

Комменты Facebook

Disqus (0)

bikeincity

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: