Bike in City

Так ли нужны велосипедные очки и как их выбрать правильно

Два теплых сезона и более 2000 км я прокатал в солнцезащитных очках со светло-желтыми стеклами и был вполне ими доволен. Модель соответствовала хипстоватому наряду и нелепому котелку FOX — стиль определенно затмевал практичность. Но однажды я в N-ный раз стянул пропотевшие насквозь шорты и понял, что созрел испытать велоодежду и правильную экипировку.

Одного полуторачасового заезда хватило, чтобы степень удовлетворения неспортивной одеждой опустилась до нуля и начался (фактически бесконечный) процесс поиска правильной экипировки. С изучением матчасти, опросами бывалых знакомых, чтением ревью и сбором по крупицам всевозможного личного опыта. Но вернемся к очкам.

— Можно ли катать на велосипеде без очков?

Катать на велосипеде нужно в очках. Это вопрос элементарной безопасности и в не меньшей мере комфорта. В городе в глаза летят пыль и мелкие частицы; мошкара или пух в секунду создают аварийную ситуацию, фактически лишая зрения; камешки из–под колес автомобилей могут серьезно повредить роговицу. А тропки и лесные трассы встречают велосипедиста хлесткими ветками. И не забудем про слепящее солнце, неконтрастный вечерний свет, капли дождя на скорости за тридцать — контроль дороги снижается, риск аварии растет пропорционально.

Выдумывая все эти кошмары велосипедиста, очень старался найти аргумент в пользу езды без очков, ради справедливости. Можно построить идеалистическую картинку: неспешная поездка, мягкое солнышко, гладкий асфальт, восхитительный пейзаж… Вот тогда и правда очки будут лишними — нужно рассмотреть окружающую красоту не растеряв ни детали. Но ведь 99% наших выездов не такие.

— Зачем покупать велоочки, если можно ездить в солнцезащитных?

А ведь я не зря начал заметку с неизбежной эволюции велосипедиста 😉 Любые солнцезащитные очки решают две важные задачи — защищают глаза от механических повреждений и слепящего солнца. Если речь только о прогулочном катании на велосипеде, этого будет достаточно. Но включим в уравнение скорость, разные погодные условия и время суток, холодные и морозные деньки, высокие требования к контролю дороги, и тогда верные авиаторы спасуют даже перед недорогой моделью спортивных очков.

Другой крайне важный момент — спортивные очки делаются из пластика. При ударе поликарбонаты и схожие по свойствам материалы в определенной мере деформируется, а затем разламываются на части. Тогда как стекло разлетается осколками, а металл гнется, с соответствующими последствиями для горе-велосипедиста.

— Чем отличаются дорогие велосипедные очки от бюджетных и безродных китайских моделей?

C чего бы начать? Возьмем условную ТОП-модель, вобравшую всевозможные инновации и технологичные решения.

У таких очков будет очень прочный корпус, способный выдержать серьезный удар и серьезную деформацию без последствий. Дужки оснастят резиновыми уплотнителями, обеспечивающими лучшую посадку (у спортивных очков дужки фактически прямые, явных заушин нет), а также снижающими вибрацию при езде. У носового упора будет регулироваться ширина и вынос, что позволит подогнать очки под любое лицо. К тому же, наша модель будет очень легкой — порядка 25 грамм.

Линзы хороших очков будут иметь высокое число Аббе и, следовательно, незначительные хроматические аберрации (цветовые искажения). Еще до покупки вам будет известен процент светопропускания и категория линз: 0 (80–100%), 1 (43–80%), 2 (18–43%), 3 (8–18%), 4 (3–8%).

Если очки поддерживают сменные линзы и в комплекте их будет несколько, производитель даст характеристики каждой — до покупке сможете определиться, соответствует ли модель вашим требованиям и условиям катания. В случае использования фотохромной линзы (в народе «хамелеона»), характеристики опишут диапазон светопропускания и скорость адаптации линзы по внешнее освещение.

Не стоит недооценивать покрытие линзы. Внешняя часть будет гидрофобной — капли дождя и грязевые брызги будут очищаться встречным ветром. Изнутри линзу снабдят антифог покрытием, предотвращающем запотевание очков в холодную пору. В зависимости от материала линзы, также может присутствовать антибликовое и упрочняющее покрытия (NXT линзам они ни к чему, в отличии от поликарбонатных).

Обладая всеми перечисленными особенностями, велосипедные очки хорошо сядут, не вызывая дискомфорта даже спустя часы интенсивного вкручивания. Они минимально снизят видимость при оптимальном внешнем освещении и существенно компенсируют плохое. Глаза будут защищены от ультрафиолетового излучения, пыли, летающего в воздухе мусора, насекомых и веток. Глаза будут меньше слезиться на скорости, холодный ветер причинит куда меньше неудобств.

Одно плохо с такими условно–идеальными моделями — стоят они дорого. Установите нижнюю ценовую планку на велоочки в прайс-агрегаторе Price.ua на 1500 грн или посмотрите на предложения брендов вроде Uvex, BBB, Julbo, Briko, Zero, Oakley, POC.

А что же более «народные компании»? По мере уменьшения стоимости аксессуара исчезают такие желанные технологии — NXT сменяет поликарбонат, пропадают покрытия и ухудшаются оптические качества линз, оправа лишается возможности настройки, комплект становится беднее. Опустившись до рубежа «как вообще спортивные очки могут стоить 100 гривен?», ниже которого только совершенно безродные китай или реплики популярных моделей, получаем в лучшем случаем слегка искажающие периферийное изображение (у многих это вызывает укачивание и боль в глазах) пластиковые легко царапающиеся линзы на плохенького качества дужке.

Итог и мой вопрос

Жили бы мы в других реалиях, я бы призывал всех и каждого приобрести как минимум модель среднего уровня от именитого бренда. А лучше две — фотохромную и со сменными линзами, чтобы перекрыть ну прям все возможные условия езды. Но мне кажется, что немногие из наших читателей вот так без удара по семейному бюджету отдадут $300 за велосипедные очки. Да и я сам катаю в страйкбольной модели без антифог и гидрофобного покрытий, то и дело ощущая себя ежиком из небезызвестного мультфильма. В списке моих велосипедных приоритетов хорошие очки еще неблизко.

И тем не менее очки необходимы. Пусть это будет совершенно нетехнологичный китай вечером / ночью и пластиковые солнцезащитные днем, главное, защищайте глаза. Самый бюджентый вариант еще проще — строительные прозрачные очки. Забудьте про стиль и засуньте куда подальше желание любоваться индустриального красотами мегаполиса — на то есть пеший прогулки. А на веле в городе и за его пределами катайте в очках. Всегда.

На этой оптимистичной ноте можно было бы закончить, но А. вы как-то совсем неохотно оставляете комменты под статьями на BikeinCity.com.ua и B. данном случае фидбек все же очень важен. Потому навязчиво спрашиваю:

  • Какие у вас велосипедные очки?
  • Что плохого / хорошего скажете эту про модель?
  • Что посоветуете с высоты своего опыта?

Update: Нашел отличные по балансу цены/качества велосипедные очки Lynx.

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Йонас Рожков

Сооснователь Bike in City

  • саша

    прикольно. без окулярів ніяк. мій вибір легке затемнення фотохромік тіфозі

  • Александр Юдкович

    Выбрал Окли, в комплекте пять фильтров на все случаи жизни, хорошего качества стекла, без искажений, хороший жесткий чехол, правда объемный, возить с собой не всегда удобно. Оправа удобная, сидит как влитая, нигде не трет и не раздражает даже после целого дня каталки. Фильтр цельный, менять удобно и быстро. Без очков не ездил никогда, вспоминаются случаи встречи с пчелами, жуками и камушками…))

    • Егор Александров

      Это не Oakley ,а подделка под них))

      • Александр Юдкович

        Почему вы решили, что это подделка? Просто интересно, какие аргументы? Вы видели мои очки, или я написал цену? Я купил их в Штатах, в большом специализированном магазине…

  • Denis Kislinsky

    У меня GreenCycle со сменными линзами. Покупал не дорогой вариант (около 600грн), в принципе устраивают, но замечания есть: линзы немного искажают, будто бы добавляют немного зума моим глазам, но не критично; когда в очередной раз снимал носовой упор, чтобы поменять линзу, отломалось крепление с одной стороны, возможно, это неправильная эксплуатация с моей стороны, но тем не менее… Линзы менять каждый раз напрягает, так как часто из дома выезжаю в темное время суток, а приезжаю в светлое. Поэтому решил для себя днём ездить в обычных солнцезащитных, чтоб не париться со сменой линз. По городу расстояния не большие, так что такой вариант устраивает. Для более-менее серьезных поездок только велосипедные очки.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: