Год от рождества Христова 2019 будет велик и страшен — шесть тысяч садомазохистов велосипедистов будут губить здоровье и деньги ехать знаменитый бревет на 1200 км Париж-Брест-Париж. Тем кто туда едет и еще не определился с выбором седла, а также всем коллегам, кто ездит покатушки 200+ км и страдает от боли в пятой точке пишу свои рекомендации по выбору седел Brooks и опыт их использования.
Рыцарям этония посвящается
Велосипедисты в плане привязанности к седлам делятся на несколько категорий — например есть кадры которым по**й способные ездить на чем угодно, а в случае поломки седла — проломить 50 км до электрички стоя на ногах. Полно везунчиков, которые ездят на 90-граммовых карбоновых пластинках с АлиЭкспресс по 150-170 км грунтами и не чувствуют неудобств. Кто-то успешно прошел fit и ездит на правильных, легких и дорогих седлах от Specialized\Selle Italia\Fizik и т.п. И последняя категория — те кто правильно выбрали кожаное седло, правильно его прикатали и получают удовольствие от комфорта и дорогого винтажного скрипа 👌
Brooks’ы (их аналоги) нужны не всем, и если вы ездите не регулярно, а дистанции редко доходят до 100 км, или вы лютый гонщик и вам крайне важен низкий вес велосипеда, или же ваше текущее седло вас устраивает — Brooks вам не нужен. Если глянуть на фотографии отечественных бреветов, на бруксоподобных седлах ездят 10-25% ездоков, но на фотографиях европейских audax мероприятий таких седел явно около половины.
Таким образом, Brooks’ы популярны в среде рандонеров, велотуристов, велокурьеров — то есть тех, кто проводит очень много времени в седле. Недостатков много, это дикий вес (~500 грамм), не современный и не идеальный (а ну попробуйте найти два одинаковых Брукса!) внешний вид и некоторые трудности при уходе. Но все компенсируется невероятным комфортом из-за свойств кожи “прикатываться” (break in) к индивидуальным особенностям пятой точки велосипедиста и “дышать”.
Почему Brooks, ведь есть другие производители?! Компания Brooks самая старая компания по производству велосипедных… Бла-бла-бла, историю можно почитать на сайтах у них и у множества любителей. C 1880-х и до сих пор основная продукция — кожаные седла для велосипедов. В 2002 куплены Selle Royal 😮 но производство не прекратили. В 2000-х вели в продажу линейку седел из вулканизированного каучука (серия Cambium) влагостойкие, но так и не достигнувшие уровня комфорта и продаж оригинальных кожаных седел. А еще седла Brooks продаются в Украине официально и с гарантией.
Выбор
Коротко про линейки дорожных моделей и их особенности:
Базовая модель B17 — отец, праотец и фундамент, вес 520 грамм, длинна 275 мм, ширина 175 мм, высота 65мм. Выпускается в семи цветах 🙂
Существуют такие модификации, их особенности относятся к другим моделям, но не все модели имеют все модификации:
STANDART (CLASSIC) — базовая модель.
NARROW — узкое, существенно более жесткое.
CHROME — хромированная стальная рамка, отличается только внешним видом.
SPECIAL — медные большие заклепки, на ряде моделей кожа с уникальными рисунками, медная или титановая рамка, в целом отличается внешним видом и более качественной обработкой, ну и ценой вверх.
AGED — из искусственно “состаренной” кожи, мягкое и не требует прикатки. Не рекомендуются тяжелым ездокам — быстро продавливается.
Imperial — с вырезом и набором дырочек для шнуровки внизу, ощутимо мягче, под тяжелыми(100+ кг) ездоками растягивается быстрее.
TITANIUM — медные большие заклепки, рамка из титана, вес на 120-150 грамм меньше, стоят существенно дороже 🤦♂️
S (например B17 S) — формально женская модификация, фактически по размерам немного короче и шире.
Прочие racing\MTB модели: TEAM PRO, COLT, B15 SWALLOW, SWIFT — отличаются более высокой жесткостью, внешним видом и способом заведения кожи на рамку (с ушами внизу или стянутая под рамкой), а также размерами (все в разной степени уже). Цветовая гамма у них поменьше — черный, медовый, коричневый
Вес у вышеперечисленных моделей в базе колеблется в пределах 550-480 грамм, в зависимости от модели и конкретного седла. Да — одинаковые B17 могут весить 530 и 500 грамм, Team Pro встречал на 510 и 490 грамм — вот вам особенности ручного производства! Новые B15 Swallow Titanium по зарубежным отзывам весят от 342 до 400 грамм. Вес указанный на сайте — средний по партии.
Прочие модели не упоминаю, все есть на сайте Брукса, они рассчитаны на городские или тяжелотуринговые велосипеды, более вертикальную посадку и часто имеют вес до килограмма и больше.
Еще один важный момент. Посмотрите на фото рамок седла, чуть ниже. Видите — место для установки седла ограничено😮 Если вам критична установка седла в крайних позициях, может потребоваться подседельный штырь с офсетом или вообще замена рамы 🤷♀️🤷♂️
Официальной инструкции по выбору седла нет, если не считать вот этого видео. Производитель рекомендует выбирать седла по уровню руля — если седло выше руля — линейка Road и MTB, если на уровне руля — TOURING & TREKKING, ну а если руль ниже CITY. То есть, чем седло выше тем уже, и наоборот — чем ниже тем шире.
Сублимированный в интернете опыт поколений пользователей подсказывает — выбирать нужно с учетом уровня руля и с учетом ширины седалищных костей.
Конструкция седел состоит из стальной (медной, титановой) рамки с «подковой» и кожаного чепрака, закрепленного на подкове заклепками. Соответственно, эффект комфорта достигается за счет колебаний растянутой кожи. А значит, седалищные бугры должны упираться в кожу, в идеале за 1 см до заклепки — иначе будете сидеть на железной подкове (если седло слишком узко), или будете натирать себе бедра (если седло слишком широко).
Данные по ширине седел есть на сайте Брукса, а вот вам данные по ширине подков некоторых седел:
Так как пишу “by riders for riders” — подробно опишу модели, которые пробовал и пользуюсь сам последние 6 лет — на мой взгляд лучшие для рандонеров:
B17 Standard — удобное и удачное базовое седло, быстро прикатывается, при правильном уходе живет долго. Идеал, подойдет большинству. Если по итогу кажется слишком широким и мягким, то можно пробить дырочки по нижней кромке и стянуть их шнурками, это решит проблему. Прикатывается за 150-200 км. Пользовался, пользуюсь и буду пользоваться. По ширине для меня чуть широковато, тем не менее неприятные последствия этой “широковатости” я ощутил только после 600 км. На дистанциях 200-300-400 пятая точка чувствует себя идеально. По отзывам это абсолютный лидер для посадки, когда руль на уровне седла.
B17 Imperial — еще более мягкое чем Standard, прикатывается за 100 км и в этом лежит недостаток. Под моими 100 кг кожа просела за 2 сезона. За счет подтяжки гайкой и шнуровкой частично компенсируется, но и только. Рекомендую если ваш вес 60-70 кг, прочие модели будете прикатывать очень долго.
B17 Narrow — на 2 см уже чем Standard и намного жестче, мне не подошло из-за недостаточной ширины. Прикатываться будет 400-500 км. Есть еще Narrow Imperial — с вырезом и шнуровкой, помягче и ближе к оригиналу по ощущениям.
Team Pro Classic — по ширине между B17 и B17 Narrow, нет рамок для сумочки сзади седла, кожа седла ощутимо толще, чем на B17. Выглядит чуть менее винтажно. Позиционируется как гоночная модель, очень жесткая после B17. По зарубежным отзывам прикатывается до 1500 км. Форма верхней части более выпуклая, чем на B17. По отзывам — в нижнем хвате с этим седлом удобнее, чем на B17, у меня тоже самое ощущение (руль ниже седла).
Прикатка и последующий уход
Все кожаные седла требуют ухода и прикатки. Это заберет у вас немного времени и чуть больше денег, но без ухода вы можете очень скоро убить седло.
В комплекте с каждым седлом идет пробник смазки для кожи Proofide, так вот — его не хватит, купите сразу еще баночку. Переверните седло и щедро намажьте внутреннюю сторону кожи толстым (0,5-1 мм) слоем Proofide. Вытирать не надо, этот слой останется, подсохнет, впитает в себя пыль и превратится в пленочку которая будет защищать нешлифованый низ кожи от влаги. Переворачиваем седло, устанавливаем на велосипед и смазываем верхнюю часть. Здесь хватит тонкого слоя, аккуратно и равномерно промазываем всю поверхность. Оставляем на ночь, или на 5-6 часов. Верх протираем насухо хб тряпкой и едем кататься 50-100 км. Потом еще одну покатушку.
Самое главное сразу не пугаться «деревянности» седла — это нормально и это пройдет, седло никогда не будет мягким, но после прикатки оно станет удобным как кресло. В случае с твердыми моделями или особо легкими ездоками процедуру смазки верхнего слоя повторить 4-5 раза каждые 50-100 км. Обычное B17 с ездоком ~80кг требует пару смазок для прикатки. Также поначалу некоторый дискомфорт вызовет скользкость поверхности седла. Это тоже пройдет, 5-10 выездов после смазки, ваш памперс\джинсы плюс пот протрут верхний слой, и кожа станет слегка шершавой.
После прикатки полезно смазывать верхний слой 1-2 раза в сезон, а также перед началом и после конца сезона хранения.
Proofide — яка розумная цьому альтернатива?(с) Proofide стоит довольно дорого. На популярном форуме Velomania активный тред по Бруксам, на 1448 страниц, есть там смелые экспериментаторы — кто-то бодяжит смеси, кто-то пробует пропитки для кожанной обуви. Заканчиваются такие эксперименты не всегда хорошо, некоторые рецепты не помогают вообще, некоторые (как касторовое масло, например) убивают седло быстрее дождя. Чем и как мазать — дело ваше, но применение любых других пропиток снимает гарантию. Proofide приятно пахнет хвоей, легко смывается с рук мылом, не портит и не красит джинсы — проверено.
Кожа, как ей и положено, боится трех вещей — царапин, прямых солнечных лучей и влаги. Царапины или прочесы аккуратно обработайте самой мелкой наждачкой и щедро намажте Proofide. Через 5-6 часов как следует отшлифуйте поврежденное место хб тряпкой. С солнцем еще проще — если храните велосипед на балконе то накрывайте седло хоть тряпочкой. А часовое стояние на улице во время привала не повредит. С влагой хуже всего, ведь 1-2 часа езды под проливным дождем и седло будет выглядеть … страшновато. Не паникуйте, после полного высыхания (ночь в сухом помещении) еще раз смажьте его Proofide, полностью, как перед прикаткой. После такого экстрима кожа немного просядет, и тут вам пригодится комплектный ключ. Подтяните немного гайку, на четверть оборота в сторону кормы седла и оставьте так на пару часов. Кожа немного натянется, обычно этого хватает компенсировать растяжение.
Кстати — производитель рекомендует проверять натяжение кожи и по необходимости подтягивать болт раз в полгода.
Соответственно, что же это получается — английское седло, кожа боится влаги, дождливая лондонская погода… они там под дождем не ездят, что ли? Нет, они пользуются чехлами. Есть родные чехлы от Брукса (они часто идут в комплекте с дорогими версиями седел) — в нескольких размерах, не скользящие. Стоят не очень дорого, компактно складываются, удобно транспортировать под седлом. Есть чехлы от других производителей. Вместо чехла отлично подходят одноразовые бахилы для обуви. На крайний случай как бомжечехол используйте “пакет АТБ”(с).
Важно понимать что чехол это аксессуар “must have”. Он обязательно должен быть с собой, если в случае внезапного дождя нужно проехать 2-3 часа. Но если вы несмотря ни на что собрались, например, на Букринский плацдарм, а с утра на дворе дождь и прогноз по дождю на весь день, то чехол или пакет не лучший вариант. За 10 часов под дождем чехлы промокают, доказано практикой. Возьмите рулон кухонной стрейч пленки и плотно обмотайте седло в 4-5 слоев, перекрыв подседельный штырь. В таком варианте я ездил дождевые поездки по 10-20 часов, а седло по итогу оставалось сухим. Амортизирующие свойства пленка не уменьшает, а на дышащие можно забить — в дождь вы все равно будете насквозь мокрым.
Не Бруксом единым…
Не только Брукс делает кожаные седла, но только он продается официально… пффф!!! Есть интернет-магазины, значит есть и другие производители. Кое-что даже удалось пощупать и попробовать, естественно речь пойдет о седлах, использующих аналогичный принцип — кожу натянутую на рамке.
- Итальянский аналог от Sella Italia. Да, они тоже делают кожаные седла, есть целая серия. Выглядят изысканно, весят и стоят немало, продаются на www.bike24.com
- Американский техночемпион — Selle Anatomica. Американская контора, делают несколько линеек комфортных кожаных седел. Выглядят… странно, мне их внешний вид «не зашел», но многим нравится. Можно заказать в США. Цены чуть выше базовых Бруксов. Есть модели на алюминиевых рамках, с очень приятным весом. В Киеве знаю одного обладателя, выкатавшего на таком седле за 25 тысяч км. Он очень доволен, следующее планирует брать такое же.
- Демпинг от Али
БабайЭкспресс. Как это китайцы не скопировали что-то? Они все скопировали! За 5 минут можно найти аналог B17 или Swift за приемлемые 50-80 долларов.Вес чуть больше оригиналов. Небезызвестный Денис Симковский ездит на чем-то таком. Недостатки? С размерами всегда будет лотерея, а качество пошедшего на рамку металла — неизвестно, хотя и у оригинальных Бруксов рамки иногда ломаются😮 С китайцами это бывает несколько чаще. Впрочем, если сломается — можно купить рамку оригинального Брукса по размеру, а не менее небезызвестный Иван Швыдко соберет все вместе, и сделает понтовые красивенные заклепки.
- Если совсем плохо с деньгами, а руки
не из жопызолотые — найдите ретро от ХВЗ. Тоже вполне достойный вариант, кожаные седла советских велосипедов были успешно содраны с Бруксов. На таких седлах до сих пор катает вполне приличное число народу. Их можно найти на OLX, и на рынках типа Куреневки. Состояние почти всегда ужасное, но все можно восстановить, добрые люди накаталидесятки страниц на форумах, с подробными рецептами и фотографиями, вот вам ссылки:
http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=28294
https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=31
Комменты Facebook
Disqus (0)