Bike in City

Зачем ездить бреветы, или Философия от кентавра

Сей текст начинался как бреветный отчет по Свитанку на перевале, сего 2019-го года.
Бреветный отчет есть строгий, устоявшийся жанр прозы. Со своим золотым каноном (новое окно ЖЖ)

Но что-то пошло не так – меня быстро повело в сторону, на ересь философскую.

(Я честно предупредил; кто еще не сбежал отседова – доставайте поп-корн, кальян, пилочки для ногтей).

С самого мая месяца меня беспокоят вопросы, которыми задаются не одно поколение катальцев:
— Зачем ездить бреветы?
— Зачем бреветчики пишут отчеты?

Мыслитель Родена на Вратах Ада

Обострение последовало после разговора с Алексеем Третьяком на тренировке Каденс 90. Кэп считает радоннёрство явлением безблагодатным. Вроде как находиться в седле сверх 5 часов – не только полезно, но и вредно.
Я начал мыслительно мыслить об этом, ездуя еще Тарасовы Горы; заканчивал – в Свитанке на перевале. Оба бревета предоставляют много поводов задаваться вопросом “Зачем я в это ввязался?!”

С первых же морщин на лбу стало ясно – начинать с вопроса:
“Зачем люди вообще ездят на велах?”

Короткий ответ – ради удовольствия.
Но удовольствие-то бывает разным, оттенков – больше, чем пятдесят.

Feels so good [riding bike]
There’s no way I’m turning back
Now the pain is for pleasure
‘Cause nothing can measure

S&M, пакращенная пысенька в исполнении некой Rihanna

Удовольствия от велосипедунства бывают универсальными – случаются и в других хобби, но есть и особенные, чисто велосипедные. Далее я расставляю их по росту специфичности.

Стоп! Только давайте сразу отбросим комьютинг. Это – не удовольствие, это – нужда. Разве что маршрут хорош – но цель комьютинга это “из точки А в точку Б – кратчайшим”. Совпадение полезного с приятным – нечасто случается.

Кто ездит исключительно ради транспорта?
Есть тротуарные маунтинбайкеры, конкурирующие с пешеходами; это – самые яростные борцы с детскими колясками в прогулочных зонах, когда заезжают на рисованные “велодорожки”.
Но большинство – это малообеспеченные граждане, на советских городняках, чаще всего скрипящих и ободранных, или на ашанах, или на корчах с европейских мусорок. Восновном парятся в гражданской одежде, без шлемов, без активного света; селяне – еще и по встречке. Знакомо же, правда?
Велолюбители комьютерствуют потому, что уже имеют вел(ы) для забав. Для меня комьютерство – просто меньшее зло. Само по себе катание по загруженным городским дорогам, во всем этом “крематории” из выхлопных газов – кайфом не назовешь.

Но теперь про приятное

Скетч не знаю чей

(1) Удовольствие номер раз. Делать, что хочешь сам. По своей воле и для себя – не потому, чтоб для чего-то или для кого-то там. То же самое занятие одному можеть быть постылой работой, а другому – кайфищем.

(2) Общение с единомышленниками. Самые приятные люди – энтузиасты с горящими глазами.

(3) Спорт (ну, в современном смысле слова). Азарт борьбы: вершины побед, пропасти неудач. Гоночный адреналин, стремление “быстрее, выше, сильнее”. Наслаждение красотой тактических многоходовок и технических навыков.
(Я же все казенные штампы перечислил? 😉 )

(4) Друидство. Освежающее единение с природой. Степень бывает разной – от обозревания панорам, видимых с ленты твердого покрытия (на шоссе), через погружение в стежки, чащи, кущи (МТБ) до пикирования прямо в лоно матушки-земли (даунхилл).

(5) Гурманство. Не стоит недооценивать эту регулярную радость. Любая физическая активность – гигантский бонус любителям покушать. Во-первых, удовольствие растет вширь, количественно – есть нужно больше. Но главное – еда ощущается намного вкуснее, когда она действительно нужна телу, заслужена! Именно тут лежит путь истинного гурмана – а не в упадочном декадансе сложных блюд из экзотических ингредиентов. Вроде “соте из икры гималайского гиппопотама, пассированное с усиками глубоководных тараканов, под совиньон бланк того года, когда родился Наполеон”.
И хоть я отношусь к еде чисто утилитарно, но до сих пор вспоминаю самую вкусную выпечку в мире – ту булочку с яблоком и корицей, из круглосуточного Сильпо во Львове, – после Свитанка на перевале.

Гурман, картина автора с весьма помпезным имячком Abraham van Stry the Elder

(6) Свобода движения. Свежий ветер в лицо. А именно свободы нам так недостает! По кругу расписанный график из рабочих и личных дел, бытовухи, добирания из одного места в другое – как будто топаешь по тоннелю из повторяющихся секций, годами.
Вел позволяет сворачивать в сторону из надоевшего коридорчика, поехать куда глаза глядят. Открыть новые места, считай, у себя под домом – куда никогда б не забрался пешком и как-то нет смысла ехать транспортом.
Да, это чувство свободы передвижения – оно знакомо и автодрайверам, и братьям нашим мотоциклетным. И тоже немало способствует погружению в те хобби.

(7) “Гореть заживо”. Я так называю это состояние – когда разогреешся, минут через 40 после старта.
Все системы тела переходят в “боевой режим”: бронхи, сердце, сердечно-сосудистая. Стартовая лень исчезает, мощность вкручивания растет, чувствуешь себя горячим – как в парилке. Только в бане греешся от печки, а на веле – собственным огнем.

Комикс-иллюстрация Wayne Nichols. Нужен же визуал! Текст без картинок – скука, фу! 😉

Большинство “вокруг-клумбовых” и “парковых” катальцев просто не знает, что такое можно чувствовать.

Пешая ходьба для эффекта просто недостаточно интенсивна; она утомляет на маленькой нагрузке, но не разогревает – это нечто среднее между активным и пассивным режимом, с недостатками обоих.

Многие граждане даже не осознают, что езда – это не “сидеть на седле и крутить ногами”, а еще и согласованная работа мышц корпуса, рук, шеи – все тело включается. И каждый толчок ногой в педаль опрокидывает человека в противоположный бок (сила действия = сила противодействия), и мы не падаем только потому, что мышцы спины и противоположной руки компенсируют отдачу. Езда на велосипеде – это танец на педалях.

Dance baby, dance!

В хорошо работающем организме, который поднялся из режима “сидячего овоща”, приходят в норму обмен веществ, гормональная секреция, иммунитет. На веле можно конкретно подмерзнуть – и ни чиха потом. А в гражданском режиме при таком же промерзании – гарантировано ловишь простудифилис (но лучше экипироваться по погоде, канешно).
В “горящем” теле улучшается кровообращение во всех тканях, хронические болячки заживают, ускоряется восстановление после травм.

Это – омоложение огнем.
Стоит распробовать этот файер-кайф – и он становится постоянной потребностью.

You can’t live without the fire
It’s the heat that makes you strong

Пысенька Iron, вокально-инструментальный ансамбль Within Temptation

Ах, этот сладкий релакс, когда упоролся досыта! Это блаженное пьяненько-ленивое состояние – потом, после райда… Именно поэтому только матрасить – становиться не интересно, тянет обязательно накушаться.
Да, в этом есть что-то от ЗОЖ и фитнеса. Бег и другие циклоспорты тоже дают этот приход. Но… быть здоровее, прожить дольше и активнее, меньше времени проводить по больничкам – дело архиважное, но все-таки это – абстрактная польза, как бы осознается умом, но пока жаренный петух не клюнет, прямо сейчас – не ценится.
Я заметил, как райдерство поправляет мои хитпоинты, радуюсь канешно, но… Если бы оно действовало на здоровье как курево – ездил бы все равно :-).

Есть и темная сторона у этого дела – «спортивный приход» (a.k.a. runner’s high) при стрессовой физической нагрузке: мозг выдает из своей аптечки ряд интересных веществ: аналог (или оригинал?) амфетамина (психостимулятор фенилэтиламин), опиоид бета-эндорфин, эйфорический каннабиноид анандамид. Поэтому после хорошей тренировки все довольно улыбаются ;-). Но дозу надо заслужить – минимум полчаса хорошей работы.


Не знаю, у кого как, у меня ломка от недоката начинается на 5-ый день и нарастает. Появляется беспокойное ощущение в мышцах, слегка похоже на ломоту при лихорадке. Трудно засыпать из-за этого, да и ночью просыпаешся – крутит, попробуй отключись. Настроение и самочувствие тоже вниз катяться.
И когда приходит конец сезона, то начинается вот это все: станок, сайкл, лыжи-коньки, поездки за дозой в теплые края. Что угодно – лишь бы попустило!

(8) Психотерапия. Последнее, но – самое важное, по моему скромному.
Почему райдерство улучшает настроение и лечит нервы?
Первый механизм. Мы – кочевые твари по природе, охотники-собиратели. Сидение на одном месте и однообразие обстановки выкручивает навыворот мозги у любой обезьянки вида Homo sapiens. Мы не можем чувствовать себя на 100%, не перемещаясь в пространстве регулярно.
В закрытом транспорте – эффект не работает. Наш внутренний зверь верит только в то, что пощупал и облизал – для него нет настоящего движения, если не прилагать усилия. Просто мелькание визуала, шум и тряска плюс телепортация в новое место – настоящим путешествием не ощущаются.
Второе. Если нервы проседают, приваливает злость, печалька, стресс – всегда можно запрыгнуть в седло и развеять это. Нет ничего такого под солнцем и луной, что нельзя вкрутить в пепел!

Heartbreak, make me a dancer, dancer
Keep my heart beating faster, faster

Пысенька в исполнеии некой Sophie Ellis-Bextor

Стресс считается Великим Злом и источником тысячи болезней. Но это не точно. Стресс – просто стимул, который переводит тело в режим высокой активности, через нервную систему и каскад гормонов. Так уж исторически сложилось, что типичные сценарии ответа на стресс – это 4F (fight, flight, fright, f-k). Но в нынешнем цивилизованном бытии приходиться действовать утонченнее, и мы далеко не всегда переходим к этим реакциям после нажатия на стресс-курок.

Проблемы со здоровьем появляются, когда эта механика борьбы за выживание включается-выключается наперекосяк: не сопровождается высокой физической активностью (а только мозговым напряжением) и организм часто дергается, как авто в пробке – от суетливых нажатий на тормоз и газ, почти без подвижек.
Велорайды с хорошей дозой физиологического стресса позволяют организму отработать нормальный цикл разгона и деактивации. Нервные, гормональные и метаболические шестеренки, зависшие в неполноценных циклах, отлаживаются к норме.

Третье. Отдых для перегруженных зон мозга.

Во многом наша цивилизация держится на разделении труда – каждый из нас делает довольно узкий сектор работы, но хорошо изучает свою сферу и нарабатывает опыт годами. Это несравнимо эффективнее, чем если бы каждый из нас сам вот это вот все сам делал: строил дом, паял микросхемы, лечил болячки, выращивал яблоки и шил одежду. Обратная сторона медали – каждый специалист развивает в своем мозге точные из разветленные «рабочие нейросети», и постоянное нагружает именно эти группы нейронов в мозге, изо дня в день, из года в год. Они немножко таки перегружаются и «подгорают».

Райдерство позволяет нашим «рабочим нейронным лошадкам» хорошо отдохнуть. Дело в том, что езда на велосипеде – это большая умственная работа. Мы этого не замечаем: активную работу мышцами, ускорение пульса и дыхания пропустить трудно – а что там происходит внутри черепа-сейфа мы только смутно ощущаем. Это ж вам не стеклянный офис.

Мы вообще живем в визуальной цивилизации и не замечаем, насколько зависимы и уязвимы из-за того, что наше восприятие информации крайне перекошено – наглядная информация воспринимается в сотни раз быстрее, чем любая другая. Поэтому мы часто действуем так, будто «у айсберга есть только надводные части», а те 90%, что скрыты от глаз, – вообще не существуют.

Езда на велосипеде требует активной работы огромных зон коры полушарий и всего мозжечка, да еще и многих подкорковых центров. Разбработка движений и их координация по сенсорным вводам – тот еще адский труд: спросите и роботехников, которые пытаются программировать самодвижущиеся машинки.
Во время катания мозг мощно трудится – вместе со всем остальным телом. Это позволяет «оттянуть возбуждение» из перегруженных «рабочих схем», позволяет им по-настоящему расслабиться. Пассивный отдых, потребление «ненапрягающего» интернетного/книжного/телевизионного контента так не работает –  общая активность мозга снижается, да, но «перегруженные сети» остаются все равно самыми активными из всех участков мозга. Сознательно мы это можем и не замечать, если переключили свой узкий лучик внимания например, на сюжет какой-то киношки. Но можем заметить, как связанные с делами мысли и ассоциации непроизвольно всплывают в голове.

Чтобы хорошо работать мозгами, нужно всю сознательную жизнь активно работать мозгами  – только распределять нагрузку между частями своего суперкомпьютера.

Четвертое. Очень часто по жизни результаты от вложенных усилий – не чувствуются. Вообще нормальный режим действий – это
“Желание → Усилие → Результат”.
Но в нынешнем цивилизованном бытии эти цепочки растягиваются и разрываются. Проходят дни или годы, пока почувствуешь плоды своих трудов. А за это время сама исходная хотелка забывается совсем, и достигнутое – уже не радует.
Да, можно абстрактно воображать, что вот – трудишся, есть подвижки и потом будет хорошо… Оно для эмоций душевных – совсем неубедительно. Они такие: “Шо? Вкалываешь, и без толку? Ну, мозг, так не годится – экономь силы”. Краник энергии перекрывается и батарейки просаживаются.
А на веле – идет такая наглядная отдача!
Хочешь куда-то поехать → прилагаешь усилия на педали → получаешь эффект, прогресс, воздаяние.
Зрелища постоянно меняются перед глазами, ветер скользит по коже, текстура дороги плывет под колесом.
Это и есть – ощутимая награда, здесь и сейчас. Бальзам для нервов.

Посмотрите на 3 последних удовольствия – только велосипедисты получают все это в одном флаконе!
Кому коктейль – из свободы, душевного бальзама и внутреннего огня?
(Красиво я оправдываю свое велобесие, не?)

У меня уже нарисовалась цель – проводить в режиме кентавра 1-3% своей жизни, получая максимум удовольствия. Сомневаюсь, что мои мозги будут работать хорошо без любимого коктейля.

Миллионы и миллионы лет наши тела вообще, и мозг в частности, притирались к своему окружению, вырабатывался и экспериментально обкатывался образ жизни. Который заметно поменялся за последние тысячелетия. Стараясь выжить в современной цивилизации, пытаясь приспособиться к ритму и потоку трудностей, многие люди исчерпывают до дна свои приспособительные возможности. И тогда начинаются проблемы. С физическим здоровьем, с психикой и образом жизни в целом.
На этом фоне велосипеды становятся все более важными инструментами адаптации.
If you want to survive, you need to ride


Возвернемся к рандоннёрству. Что могут добавить к удовольствиям короткие бреветы (на 200, 300, 400 км) и дальние (600, 1000, 1200, с перерывами на сон).
Что ж, пошли по пунктам.

(1) Первая мысль – тот же маршрут можно разбить в туристический формат, по 100-150 км в день, ехать интенсивнее, но всего 1/8 – 1/4 суток. А между – нормально спать, есть, делать обычные дела и даже удаленно работать.
Но это будет не то удовольствие – ведь соточку тоже можно разбить на 5 райдов по 20 км в день. Понравится?
Тут можно сравнить с одним любительским спортом, самым популярным во времена советского застоя. То есть, с литроболом. Множество аматоров тренировались регулярно, мерялись цифрами достижений, были известные чемпионы районов и фанклубов. В те времена для успешной карьеры это был маст-хэв – быть литро-спортивным.
Так вот, некоторым любителям хватало короткой тренировки – приехать в модный ресторан и хорошенько накидаться за 2-3 часа и аристократично уехать домой на такси. Большинство, конечно, предпочитало вечерне-ночные занятия.
Но были компании, которые размеренно закупали все необходимое: еду и закуски, спортинвентарь – ящиками, и свозили все на избранную квартиру. Багодаря чему тренировались по несколько суток, прерываясь на короткий сон – только при необходимости. Часто – прямо под столом.
Так вот, бреветы – развлечение для тех, кто любит накушаться обстоятельно, неторопливо и до полного удовлетворения.

Рандоннеры во время Национального Флеша 2019, фотограф Док Тышковец

(2) Среди катальцев есть немалая доля тех, которые называют свои катания исключительно “тренировками”. Каждая из них планируется так, чтобы улучшить свой перформанс в соревнованиях с такими же спортсменами. Их райды бывают объемными, темповыми, силовыми, интервальными, техническими. И если подростки стараются имитировать внешность и поведение “поп и рок-звезд”, то “спортики” – имитируют Pro-рейсеров – в снаряжении и внешнем виде.

Не знаю, кто рисовал, но очень хочу узнать 🙂

Опытные велолюбители этого вида – в целом самые организованные в поездках, дисциплинированные и безопасные соседи в группе, умеют правильно ездить в траффике. При всем при этом, их велосипедная диета несколько бедновата (места и типы райдов), ведь все заточено под эффективность тренировок.
Могут ли бреветы дать что-то полезное спортивно ориентированным райдерам?
Я думаю, могут.

Открою вам тайну: не все мы умрем, но все – изменимся.

Апостол Павел (1-ое послание Коринфянам 15:51)

Наше тело обладает огромным диапазоном адаптивных способностей, из которых каждый из нас использует только крохотную часть – за целую жизнь. Распишу-ка общую модель тренировки чего угодно.
— Берем способность тела, которую хотим улучшить
— Нагружаем ее до предела текущих возможностей и за предел
— Тело получает сигнал “не хватает нужного скилла, перестраиваемся и усиливаемся”
— После периода “перестройки” способность должна работать получше – если правильно выбран режим нагрузки
— Организм – штука экономная. Так нужно было для выживания. Адаптации, которые не используются, разбираются назад, почти до базового уровня. Хотя и не пропадают совсем – легко восстанавливаются по накатанному. Поэтому заработанную способность нужно поддерживать – опять и опять нагружать её, чтобы “не сдулась”.
— Чем ближе к пределу возможного раскачана какая-то способность, тем больше времени и сил нужно тратить, чтобы удерживать её на достигнутом уровне.
Кстати, физиологические механизмы большинства адаптаций нам известны только частично и поверхностно – каждый лепит свое обьяснение, свою модель – разной степени неполноценности: от вредоносной бредятины до “очень полезно в руках понимающего человека ”.

Даже короткие бреветы требуют от человеческого тела существовать в режиме кентавра от 7 до 27 часов. Например, после Свитанка на перевале, выезд на 25,5 часов, – даже через 7 часов после финиша я чувствовал себя горячим, как в бане – значит, обмен веществ и кровообращение в тканях было усиленными все это время. «Гореть заживо» более суток — конечно, не проходит бесследно для организма; это омолаживает и оздоравливает.
Бреветы – принципиально другой челлендж для организма, чем гонки. Организм имеет два больших рычага, управляющих его активностью – газ (симпатическая нервная система и связанный каскад гормонов) и тормоз (парасимапатика и связанные гормоны). Газ-педаль переводит организм в режим максимальной физической активности и собранности, тормоз-педаль – режим восстановления, заживления и накопления энергии. Гонки с интенсивными тренировками требуют глубоко топить газ – но долго в этом режиме человек существовать не может: расход энергии – большой, а пищеварение практически блокируется: человек может разве что всосать в себя воду и гель/раствор легкоусваиваемых углеводов. Нормальная еда – вернется назад. Поэтому во второй половине ХХ века и появилась эта тенденция к сокращению Pro-гонок до 3-5 часов.
Бреветы заставляют организм находить четкий баланс между газом и тормозом, добиваться максимальной работы с максимальной экономнией ресурсов. Такая отладка очень пригодится – при силовых и интервальных занятиях.
Можно и дальше лепить спекуляции из “умных слов” про капилляризацию, метаболические адаптации, базовую выносливость. Но толкового в этом будет мало, только декоративная наукоподобность для совращения малых сих.
А себе я уже все доказал :-).

Близко к этой теме – рассказы некоторых ветеранов-велосипедистов про мужика с кувалдой. После того, как они докрутились до гипогликемии, почти потери сознания, то замечали, что смогли поддерживать на гонках темп выше и дольше, чем привыкли. Наверное, запустились адаптации тела, которые повысили выносливость под нагрузкой.
Лоран Финьон, известный про-райдер 80-90-х (две победы на ТДФ) иногда ездил дальние тренировки с целью “получить кувалдой”. Для такого нужна особая сила воли ;-).
Состояние, близкое к гипогликемии – это не только нарастающая физическая слабость. Одновременно ухудшается и психическое самочувствие – до крайней отвращения и ненависти ко всему на свете. Из тех, кто почувствовал на себе, немногие хотят еще разок.
Любителям дома не повторять, от заголодания можно внезапно потерять сознание. И без посторонней помощи – помереть на обочине.

(3) Помни: ты – уникальный и неповторимый. Как и все остальные.
Поэтому нужно настраивать посадку под свое особенное тельце и подбирать обувь/экип.
Бреветы – прекрасная возможность протестить это все. Бывает, что проблемы с положением седла проявляются только после 70 км райда, бывает – после 150 км райда. При поездках короче и на гонках – они тоже есть, тоже влияют на самочувствие и результат – но ощущаются очень слабо, на грани заметности.
Выезд подальше, на бревет, позволяет отловить и затем – полечить эти недостатки.
Речь идет о мелких проблемах фита. Выезжать на дальняк с непроверенным экипом, неудобной посадкой – рецепт страдательного треша.

(4) Все мы люди, все мы человеки. Никто не отменял “Do Epic Shit”. Для ЧСВ очень пользительно учудить такое, что сам от себя не ожидал. А потом – можно удивлять людей, далеких от темы: цифирками дистанции и байками о приключениях, найденных на свои нижние полушария.
Эпичность, монументальность райда, интрига – доедешь или нет – составляет сильную приправу к обычному удовольствию от катания. Эта фишка и заводит людей на айронмены, сверхдальняки типа Race across America, беговые ультрамарафоны через пустыню или при -30 С. Это ж впечатляет, правда?

 

Фото не знаю чье, а картинка подписанная – Vernova Dasha

(5) Бреветы – это не есть испытания физической выносливости, а скорее проверки на велосипедную опытность. Если целится просто под лимит времени, поддержание средней 19-20 км/ч позволит заехать любое рандоннэ вовремя (но лучше чуть быстрей – запас на проколы и непредвиденные задержки никогда не лишний).
Бреветы были эпичными испытаниями во времена Велосио, на тяжелых синглспидах под 20 кг. Нынешние велы – это же сплошное техночитерство :-). Да и асфальтированные дороги в начале прошлого века были диковинкой. Кстати, бреветные забавы и поездки выходного дня были самыми популярными занятиями велолюбителей в первой половине ХХ-го века; подражание Pro-спорту как хобби вышло на первое место уже после Второй Мировой.
Главная сложность в бреветах – правильная подготовка: из-за длительности поездки придется приспосабливаться к переменам погоды, проверить утепление и экип для разных условий, освоиться с упаковкой вещей – на практике прочувствовать, что реально нужно, а что – балласт. Привыкнуть правильно питаться на ходу, выработать меню. Не тюленится на стопах, не терять лишнего времени.
Надо ли говорить, какая это отличная подготовка к коротким велопоходам, в байкпакинг-формате?

(6) Мини-отпуск. Даже за время короткой двухсотки всегда произойдет что-то памятное, будет довольно длинный ряд впечатлений. Это позволяет вырваться из обычной обстановки настолько, что появляется ощущение отпуска, отдыха, свободы. Выезд на 3-5 часов так не работает.
Есть только дорога, байк, сокатальцы и волонтеры. Все остальное – исчезает на полсуток или на пару дней.
Остается только сладко укататься – до потери человеческого облика 🙂
Потом, когда уже отоспался да привел экип в порядок, есть это ощущение – что вернулся хорошо отдохнувшим, свежим.
Да и незабывемые воспоминания – гарантируются. Вот такая байка, например.

Моим первым бреветом была Каневская 300-ка в 2018-ом. Там я не вложился в лимит времени – на обратной дороге, с пустыми ногами, уж очень матрасили и очень душевно общались с товарищем. Только перед Обуховом поняли, что светит нам OTL и поднажали. Теперь каждый раз, когда проезжаю в Круглике поворот на Метрологическую – так аж слезы на глазах. Это там мы с Виталиком Смешным поняли, что уже 20 минут, как Game Over. Остановились, побросали велы на землю, сели на обочину…

(7) Расширение сознания. Если собираешся катать всю жизнь, почему бы не отведать и этот вид велосипедных оргий забав?
Совсем не обязательно становиться істінно-упоротым рандоннером, Пожирателем Пространства.

Иллюстрация Andrew Archer

Но попробовать короткие бреветы – смело рекомендую всем. После таких райдов шкала дистанций в голове раздвигается, и соточка уже идет за короткую покатушку. Ну и зарабатывается психическая адаптация – не бояться дальняков, познакомится с разными степенями усталости. Ведь именно бреветы позволяют понять, что если мозгу кажется: “ааааа это нереально далеко”, “я слишком устал и не могу” – это миражи, ветрянные мельницы в голове. Ты еще можешь, можешь и можешь. И потом на удивление быстро отдыхаешь и чувствуешь себя хорошо.

Только важно подготовиться по экипу, физической форме, проверить удобство посадки на нескольких 100+ выездах. В первый раз на непривычной дистанции нужно адаптироваться — дисциплинировано матрасить, ехать как «обьем», в аэробном режиме, без жжения в поршнях. Даже если охота притопить — сдерживаться, скрипя зубами. Ускоряться лучше на последних 50 км.

Чтоб не рассказывать потом страшилки…

По дальним бреветам – еще сам не знаю, хочу ли я их ехать… Вроде и стоит попробовать – а вдруг затянет? 😉

(8) А теперь вопрос №2 – “зачем бреветчики пишут отчеты”.


Есть версия у психиатров психологов – откуда берется писание любых дневников.
Мозги у нас – не то, чтобы цельная, неделимая штука. Высшую мозговую работу можно поделить минимум на эмоции, интуицию и интеллект. Эти штуки имеют очень разные свойства.

Эмоции – почти генетически-вшитые аппаратные функции; это наименее уникальная часть нашей сознательной жизни – их работа очень похожа не только у разных людей, но даже у людей и котиков-собачек. Отличия между людьми – разве в том, как каждый умеет направлять и контроллировать эмоциональные импульсы.
Интуиция – аппаратура для молниеносных оценок и решений, без усилий и утомления; оно работает нон-стоп и непроизвольно; это коллекция “упрощенных формул” для рассчетов на пальцах.
Интеллект – ленивое, тяжелое, медлительное моделирование, которое люди стараются включать как можно реже – только когда интуиция зависает, не находит легкого решения.

Это все к чему? Оценивать, ощущать свое самочувствие и настроение в каждый момент поездки – это работа интуиции. Обработка и раскладывание опыта по полочкам, ретроспекция, назад смотрение – работа интеллекта.
За бревет происходит всякое – много мелочей и не мелочей; набирается разрозненных впечатлений – достаточно, чтобы перегрузить оперативную память мозга, когда он пытается рассортировать весь этот опыт. На помощь приходит выписывание на внешний носитель, дневник. Детали сортируются – выбираются такие, что кажутся важными; прочие тонут в неупорядоченной памяти. Бреветы сами по себе имеют график во времени – это подталкивает сортировать всплывающие воспоминания в хронопорядке.
Результат ретроспекции – картинка прошлых событий, нарисованная из тщательно подтасованных и подкрашенных обрывков воспоминаний – так, чтобы она устраивала хозяина. Все лишние воспоминания подчищаюся, остается только то, что вспоминать охота.
Мы размышляем о жизни – как о связном сюжете произведения, всегда нужен хэппи-энд и красивая, связная история. Для того мы и фоткаем свои развлечения – чтоб выбрать потом удачные иллюстрации для красивой истории о самом себе, которую наш интеллект напишет потом, независимо от интуитивного самочувствия в каждый момент действа.
Да, в фотографировании есть еще и жадность – положить прекрасное зрелище в карман, законсервировать, увезти с собой – на потом, на черный день :-). Но после одноразового использования для ретроспекции, эти консервы очень редко достаются из пыльной кладовки.


Так вот, бреветы – идеальная возможность помахать кулаками после драки, посочинять пафосные легенды – про себя, любимого.
Не пропустите! 🙂

И вот – пример в студию!

Мой миф здесь – писанный по канону, с кучей деталей.

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Alex Bakkalinskiy

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: