«MonsterCross байк — это микс между Enduro All Road и Gravel Grinder»
«Вообразите худший кусок асфальта, который вам случалось видеть. Там где мы ездим — немного хуже!» — организатор топ 10 гравийных гонок.
В чем уж точно нельзя обвинить велоиндустрию — так это в отсутствии разнообразия.
Только исчерпывающий перечень типов велосипедов займет целую страницу текста.
Потрясающая простота самого принципа и небольшое количество деталей, похоже, провоцирует любого неравнодушного на яростные эксперименты.
Эта неуемная жажда давно превратила понятие «изобретать велосипед» во фразеологизм на всех языках мира.
Кажется, для любой непонятной ситуации в жизни человека уже придуман свой подтип велосипеда.
Эксперименты с геометрией рамы, диаметром колеса, объемом покрышки активно продолжаются все последнее десятилетие. Порождая, как всякая эволюция, и гениальные находки и нежизнеспособных уродцев.
«Найнеры», «плюс-байки», «гравийные велосипеды» — вот перечень самых удачных находок инженеров подхваченных маркетологами за последнее время. Найнеры и 27,5 практически выкинули из игры классические МТБ на 26 дюймах, «27,5+» (плюс-байки) — неуверенно, но все-таки заставили потесниться фэтбайки, грэвелы, зародившись как спортивный снаряд, изменили представление о шоссейных и туристических велосипедах, подвинув туринги и создав одновременно новый подкласс — adventure-bike — велосипеды для путешествий.
Одновременно, погоня за комфортом без ущерба скорости привела к реинкарнации популярных в первой половине 20 века «баллонных» покрышек (сликовой резины с шириной в 2 и более дюйма).
Отличительной особенностью таких покрышек стало сочетаний низкого сопротивления качению, повышенного комфорта и проходимости.
Любители велосипедов давно привыкли к мысли, что повышение проходимости обеспечивается только зубастой и «злой» резиной с высоким протектором.
Однако, это не совсем так.
Высокий протектор начинает «работать» только на сравнительно мягких, но не рыхлых поверхностях. Только погружаясь примерно на глубину шипов злая покрышка отыгрывает свою функцию — усиливает сцепление, увеличивая площадь контакта.
В случаях плотных, ровных поверхностей, или же — слишком рыхлых — агрессивный протектор зачастую играет негативную роль. На слишком плотном грунте или асфальте площадь соприкосновения может падать до опасных значений, на песке — злая покрышка вязнет, уходя зубами слишком глубоко.
Кроме того, каждый острый выступ на покрышке при контакте с поверхностью упирается в нее, повышая сопротивление качению. Покрышка не катится, а как бы «скачет» по земле.
Одним из способов решить эту проблему стало воскрешение широких покрышек без ярко выраженного протектора.
Спасая ситуацию с проходимостью за счет большей площади контакта, они принесли на грунтовые дороги почти асфальтовую «катимость».
Более того, в вопросе «наката» широченные и гладкие «balloons» получили определенное преимущество и на асфальте, даже перед тончайшими шоссейными сликами.
Оказалось, что до скоростей, на которых решающее влияния начинает оказывать аэродинамическое сопротивление (>30 км/ч) широкая покрышка имеет преимущество перед узкой в пресловутом «накате». Дело в физике деформации. Широкая покрышка при движении под нагрузкой продавливается «вширь», тогда как узкая — «вдоль» — что приводит к большим потерям энергии.
Самым важным же скиллом баллонных покрышек стала амортизация. Значительный объем позволил снизить давление воздуха, а мягкие и упругие боковины покрышки — улучшить модуляцию.
Для полноты картины необходимо заострить внимание на существенном недостатке «ballon tyres» — они непредсказуемы и опасны на мокром грунте. Только на грунте. На влажном асфальте они великолепно держат сцепление.
Впервые установленные на найнер такие покрышки кардинально преобразили мой велосипед.
Цепкость в поворотах, фантастический комфорт, непривычная легкость хода — все это заставило меня заново влюбиться в ежедневный комьютинг.
Однако, любовь к длинным дистанциям и серьезным велопутешествиям все чаще приводила к мысли — прямой руль, даже с эргономичными грипсами и парой дополнительных ручек для узкого хвата — дает недостаточно комфорта. При поездках длящихся часами — важна возможность изменить не только положение рук, но и всего тела. Затекающая в одном положении спина просто молила — «давай уже как-нибудь по-другому».
Появившийся в семье бодрый циклокросс дал на эти мольбы однозначный ответ — шоссейный руль-баран!
Интерес же к сочетанию шоссейного руля и широких покрышек возгорелся внезапно.
Пока широкие грязевые просветы рамы циклокросса увлекали дерзкими экспериментами с шириной и типами покрышек, мне на глаза попалась картинка с велосипедом Koga BeachRacer — удивительной машиной для легендарных песчаных гонок по берегу Северного моря, в Норвике (Голландия).
Уникальные велогонки по ровным как стол песчаным пляжам Северной Голландии — Эгмонт-Пьер-Эгмонт потребовали уникального велосипеда, которым и стал Koga BeachRacer — узкоспециализированный спортивный снаряд, за два года прошедший путь от экспериментального прототипа до серийного образца.
По словам Мартина Шуттерта, продукт-менеджера Koga — за основу была взята рама циклокросса, у которой увеличили просветы для 60 мм покрышек и значительно удлинили задний треугольник для курсовой устойчивости. Баллонная задняя покрышка Schwalbe Super Moto — решила вопрос тяги и уверенного качения на песке, а установленная спереди Schwalbe Nobby Nic — вопросы управления на рыхлом покрытии.
Этот специфичный велосипед для песка — взбудоражил мое воображение необычными линиями и сподвиг на дальнейшие эксперименты.
В связи с поломкой велосипеда (не разрешайте кататься на своих велосипедах людям чей рост превышает рекомендуемый для вашей рамы) — была удачно зацеплена найнерная рама от Marin Bobcat Trail 2 — более растянутой геометрии и большего размера.
Упоительное конструирование экспериментального комьютера-монстеркросса началось с замены вилки на известный китайский ригидный алюминий — Mosso M5, что позволило сразу же скинуть почти полтора килограмма веса и опрокинуть геометрию посадки вперед.
Трансмиссию было решено оставить восьмеркой — весьма практично для ежедневного использования и удобно-бюджетно для экспериментального проекта.
После экспериментов с покрышками, было решено остановиться на Schwalbe BigApple 2,35″. Соотношение комфорт/накат/проходимость показалось идеальным. Антипрокольный слой , хоть и увеличивает вес, но оказывается приятным и практичным бонусом для городского применения.
Алюминиевый руль-баран, дуалы Claris — все удачно вписывалось в общую концепцию эксперимента.
Первый же тестовый выезд привел в восторг!
Оказалось, что возможность привычно положить ладони на пистолеты — это именно то, чего так не хватало мне в длительных велопрогулках «не разбирая дороги».
Что за удовольствие на плотных грунтовых тропинках уйти в нижний хват и мчаться по полям навстречу ветру!
Дополнительный бонус — очень приятно ощущать на сложных участках не одуряющую вибрацию в руки, от которой не избавиться даже карбоновой вилкой циклокросса, а мягкое, покачивающее «обтекание» неровностей покрышкой спущенной до 2 атмосфер.
Понятное и предсказуемое поведение велосипеда на неглубоком песке удивило.
Новое открытие асфальта. Комфорт сравнимый с поездкой на фэтбайке.
Необъяснимый накат и плюшевая мягкость.
25км/ч практически без усилий, без страха нырнуть колесом в решетку сливной канализации, между камнями любимой брусчатки.
Ощущение «вклеивания» колеса в поверхность дороги при закладывании рискованных виражей на спуске.
Предсказуемое поведение велосипеда даже на трамвайных рельсах.
Словом — мои загородные путешествия и городской комьютинг обрели новый вкус и комфорт.
Попытаюсь объяснить, зачем же понадобилась владельцу найнера и циклокросса эта возня.
То, что я получил в результате — это не нечто среднее между шоссейным и горным велосипедом.
За полетную легкость шоссеров приходится расплачиваться комфортом и невозможностью «переть напролом» там где захочется.
Продольно-сжатая до «toe overlap» геометрия циклокросса делает их некомфортными для дальних поездок и неспортивного применения.
Найнерам, при всем удобстве геометрии и посадки, в марафонах сильно недостает возможностей руля-барана по смене положения тела (туринговый руль-бабочка был отвергнут по идеологическим соображениям).
Получившийся монстр — это самая вкусная середина между циклокроссом и найнером.
На асфальте — монстеркросс конечно проигрывает шоссейникам в весе и аэродинамике, но благодаря увеличенному радиусу колеса и аэродинамической посадке вполне может тягаться с ними в средне-матрасной поездке.
Циклокросс быстр и проворен — но хватит ли у вас технического скилла провести его 45-мм колеса по всем тем тропам, которые вы наметили себе на ближайшее воскресенье?
Найнер — прекрасен, но вы, как и я замечали, что уход в низкую посадку на руле-баране делает прогулку заметно динамичней?
То, что у меня получилось — это такой недо-циклокросс—полу-грэвел, для людей, которые не хотят гонять круговые гонки, но при этом хотят катать где им вздумается и быть достаточно быстрыми на асфальте 🙂
Думаю, что для индустрии, цель которой продать вам в этом году еще один байк, монстеркросс представляет собой угрозу.
Если мне захочется иметь один велосипед для всего, то я боюсь — это будет именно он.
Он прекрасен на дороге и на бездорожье. С ним легко и удобно и по дороге на работу, и на прогулке в парке, и в марафоне по полям и лесам.
Да, я не догоню шоссер на асфальте и не смогу рассчитывать на приз в соревнованиях по кросс-кантри. Но что, если мне этого и не нужно?
P.S. Бюджет проекта модификации:
- Рама — 3000 грн
- Дуалы — 1000 грн.
- Руль — 400 грн.
- Покрышки — 1400 грн.
- Вилка — 1500 грн.
P.S.S. Краткий перечень баллонных и схожих с ними по параметрам покрышек разных производителей, в порядке уменьшения возможности купить в Украине:
- Schwalbe BigApple
- Schwalbe BigBen
- Schwalbe SuperMoto
- Schwalbe BigOne
- Schwalbe Fat Frank
- Schwalbe Crazy Bob
- Continental CruizeContact
- Rubena CityHopper
- MaxxisHookworm
- WTB Horizon
- Hutchinson Low Rider
- Michelin Pilot Sport
Комменты Facebook
Disqus (0)