С покупкой велосипеда возник вопрос трекинга поездок и вывода данных на экран на руле. Идею купить велокомпьютер сразу оставил — врожденная гиковость требовала использовать любимый айфон. Это история про Runtastic App.
А начну я с конкурентов—бегло охарактеризую самые популярные из велосипедных трекеров/навигаторов для iPhone и объясню, почему выбрал именно Runtastic (и не изменяю ему уже третий год).
Endomondo
Какая-то смертная скука и уныние, дизайн “от аутистов с любовью”, точность трекинга пляшет, с памяти телефона вываливался два раза. В итоге запись маршрута я так полностью и не завершил и снес этот треш практически сразу. Как приятный бонус — разработчики донимают постоянным спамом на регистрационную почту до сих пор, кнопку “Хватит мне писать” наверное забыли припаять, так как результат от ее нажатия нулевой.
Strava
Руки помойте прежде чем касатся БОГИНИ! Нет, серьезно — это самая пафосная и, чего уж там — самая качественная прога для велосипедистов. Красивая, точная, считает мощность (очень приблизительно, но считает), рисует офигенные графики и может показывать кино на карте:
Главная фишка Strava в социально-спортивном челлендже между пользователями. Из минусов — программа сама бесплатна, но навязчиво требует недешевую подписку для открытия полного функционала. Меня же от использования отвратило то, что Strava непригодна (фактически) в качестве постоянно включенного велокомпа, так как на экран выводится минимум данных. Зато отлично пишет маршруты, засчитывает КОМ (King of Mountain, местные рекорды на отдельных участках) и еще сервис позволяет анализировать данные на десктопе.
Стоит отметить, что к Strava отлично подключаются хардварные датчики. Я планирую в скором времени покататься неделю-две только с этой прогой и написать развернутое мнение. Если у кого есть ключи на триал премиума для теста — буду благодарен.
А вот хороший обзор Strava с точки зрения бегуна.
Ну и нельзя так просто не начать пользоваться Стравой после этого видео (к чести создателей ролика, именно данный видеоряд мотивировал меня впервые проехать тренировку по Житомирской трассе в 5 утра ^_^)
Вердикт: если вы шоссер — Strava для вас.
MapMyRIDE
Неплохой треккер без особых отличительных качеств. Именно им я пользовался до перехода на Runtastic. В данный момент весь комплекс приложений MAP MY ***(something) был выкуплен Under Armour. Соответственно, продукт может начать развиваться.
А сейчас — нормальный середнячок.
Runtastic
Вот он — виновник торжества. Пока я не растекся мыслью и похвалой, начну с плохого.
Минутка ненависти: MODE ON
Shame on you, маркетологи Рантастика, нельзя быть такими жадными скотами! Никто в мире не сможет толково объяснить, чем отличаются ваши приложения Road Bike и Mountain Bike. Кто сказал цветом? Садись — пять.
ТОЛЬКО ЦВЕТОМ ИНТЕРФЕЙСА. Красненький для любителей Пинарелло и белых носков, коричневато-зеленый для приверженцев 29″ дюймов и вкусной кантрийной грязюки. При этом обе стоят по 5 полновесных не обеспеченных золотом баксов.
Отдельный котел (ТМ) уже растоплен для тех приятелей, которые придумали продавать отдельно программы учета приседаний, отжиманий, качания пресса и подтягиваний. Чтобы в ресторане вам за доллар давали сначала вилку, а за ложку тоже просили деньги. В общем, добра вам!
И напоследок — так навязчиво платную подписку на дополнительные функции сайта даже Strava не продает, а у них есть пафос и куча профиков.
Минутка ненависти: MODE OFF
Обзор на Runtastic Road Bike можете почитать здесь. Yonas хорошо описал основные моменты и фишки этого приложения. Я же остановлюсь на отдельных нюансах и опишу свой паттерн использования, сложившийся за несколько последних лет.
Очень годной фишкой Рантастика я считаю возможность подстраивать под себя главный экран. Вы можете выбирать 6 показателей из списка:
- время в пути
- общий километраж (дистанцию)
- текущая скорость
- среднюю скорость поездки
- максимальная скорость
- калории
- набор высоты
- сброс высоты
- высота над уровнем моря
- % градиента (высотная отметка)
- скорость подъема (метры в минуту)
- темп текущий (минут на 1 километр)
- темп средний
- текущий пульс
- текущий каденс
- показания датчиков Скорости, каденса, пульса на одной плашке
- просто время (часы)
Путем непродолжительных экспериментов я остановился на следующем сетапе: дистанция, текущая скорость, максималка, каденс, градиент, пульс. Рекомендую в нижнюю строчку показателей выводить самые важные для вас — там они не перекрываются модулем погоды и видны в режиме навигации.
Мне кажется такой набор оптимальным, так как видна вся необходимая информация для тренировки. Дистанция — чтобы понимать как далеко ты уже заехал и хватит ли сил на обратную дорогу. Максимальная скорость — задабривание ЧСВ, ну и интересно глянуть, как быстро ты слетел с Краснозвездного. При этом на текущую скорость смотреть боязно, лучше глянуть на MAX.S уже внизу. Вывод показания градиента необходим для четкого понимания причины сложности движения на конкретном участке (кроме того, что ты слабак).
Правую колонку у меня занимает вывод показаний с физических датчиков. Если со скоростью все ясно, то по каденсу и пульсу нужно детальнее объяснить. Скорость педалирования — это обязательная информация для успешной нетравматичной тренировки. Без разницы как вы едете и какой крутизны тягун (долгий пологий подъем), каденс должен быть больше 60–70 оборотов в минуту. Иначе при длительном медленном педалировании вы с большой вероятность заработаете себе проблемы с коленями. К тому же, силовое низкоскоростное педалирование сильнее растягивает цепь и изнашивает звезды. Короче, сплошной негатив. Важно отметить, что подъемы на торчки происходят обычно с низким каденсом, но они непродолжительные по времени и потому в рассчет не берутся. Я стараюсь держать 80–90 об/мин в среднем, на обгонах или ускорениях раскручиваю до 150–160 об/мин, но долго держать такой каденс не выходит.
#уголок_любознательного
То же самое с пульсом — архиважный показатель! Наверно даже так — без показаний пульса все это не имело бы смысла. Именно он показывает как организм реагирует на нагрузки. Например, именно тренировки я стараюсь ездить не превышая уровень ПАНО, катая “интервалы” не забираюсь на максимальный пульс, а накатывая объемы держу 140–150 уд/мин. При закатке смотрю, чтобы не переваливать за ЧСС 120–130 уд/мин. Хороший пример: ездил весной гонку в Пуще, самочувствие было огонь (адреналин, все дела), но было дико жарко и пульсометр показывал стабильные 185–190 ударов, что прям за гранью. Если бы я ориентировался исключительно по самочувствию, то мог бы просто загнать сердце и потом иметь проблемы.
Стоит отметить, что пульсометр не показывает эффективность ваших тренировок, а исключительно то, как на нагрузки реагирует сердце. Для полноценных тренировок необходимо использовать уже паверметр, стоящих совершенно других денег. Если вы настолько упороты — почитайте опять-таки Юру.
Показания пульса и каденса для каждого индивидуальны, поэтому Рантастик позволяет настраивать так называемые “зоны ЧСС”.
Например, если вы включили голосовое сопровождение, то при заходе в красную зону ЧСС робобаба забьет тревогу. Аналогично при чрезмерном снижении каденса (но я и так понимаю, когда очень медленно кручу, поэтому оставил только уведомление о пульсе).
О физических датчиках измерения этих показателей можно почитать в первой части статьи.
Еще хорошая мини-функция Рантастика — погодная информация. В статусной строке всегда показывается компас и текущая температура, по тапу вылазит виджет среально важными данными: температурой, скоростью и направлением ветра (ехать по Житомирской трассе против ветра 35 км/ч то еще удовольствие), датой восхода/захода солнца (для людей, катающих без света, например). При этом направление ветра показыватся относительно вашего курса, что здорово. Но не здорово, что виджет перекрывает два показателя велокомпьютера.
Самое главное, что вам нужно знать — есть оффлайн карты и Велокарта. Рантастик поддерживает работу со стандартными эппловыми картами, Open Street Map и специализированной велокартой. И это фантастика! Именно на профильной карте отображены куча веломаршрутов, марафонов, троп и знатных трасс как для шоссе и кантри, так и для сурового даунхила (недостаток в том, что не все даунхильные трассы отмечены как таковые, и однажды мне пришлось затаскивать велосипед вверх по склону с дропами и киккерами, уворачиваясь от несущихся мужиков в фуллфейсах).
В продолжение этой прекрасности, любой кусок карты можно скачать в память смартфона и не тратить трафик на загрузку уже при езде. Да и в местах без связи такое полезно.
Еще в Runtastic удобно работать с маршрутами. Их можно создавать как вручную на фирменном сайте www.runtastic.com и загружать в свою учетку, так и скачивать чужие (поддерживаются .gpx и гарминовские треки) и уже затем аплоадить в телефон. Также можно в самом приложении смотреть чужие маршруты, но ни разу это мне не пригодилось. Самые популярные велонаправления уже отпечатаны на самой карте (тот же СкиманРейс или трассы в Пуще и Бабином Яру) и дополнительно загружать ничего не нужно.
Из дополнительных фишек: встроенный плеер (коим ни разу не пользовался, смысла в этом ноль) и возможность не покидая программу сделать фото (тоже сомнительная ценность, но фотки при этом загружаются на сайт рантастика и аттачатся к пройденому маршруту).
И напоследок еще один штрих. Связка телефон+софт+датчики позволяет легко просматривать свои глобальные результаты, анализировать пульс после гонки или тренировки, делать сплит-таблицы, сравнительные графики и смотреть за своим прогрессом:
Да, некоторые продвинутые велокомпьютеры тоже позволяют это делать (определенные Garmin`ы могут даже отслеживать лайв-сегменты в Strava), но у вас добавляется еще один шаг в синхронизации, необходимость работы с проприетарным софтом и, опять таки, не забудем про стоимость девайсов. Runtastic на смартфоне даже с фирменными датчиками определенно дешевле.
И если вдруг не читали, первая часть материала—о фирменных аксессуарах Runtastic и велодержателе для телефона.
Комменты Facebook
Disqus (0)