Bike in City

Катаем с Runtastic: Аксессуары

Лето, море, облака!—нет, слишком ванильно.
Лето, офис, смог и пробки!—как вариант, но уж больно в стиле сурового реализма.
Лето, велосипед, iPhone! — вот, уже ближе к нашей теме.
Это только кажется, что у iPhone и велосипеда нет ничего общего.

Взять хотя бы банальное катание по загруженным в телефон картам/маршрутам, фотографирование интересных спотов, продуцирование селфачей и снимков своего прекрасного байка. Но можно пойти дальше—обзавестись специальным оборудованием и превратить айфон в мозговой центр байка.

Я хочу поделиться своим опытом использования iPhone в качестве велоспортивного аксессуара. В этой части материала поговорим про оптимальный сетап аксессуаров, а в продолжении — о программном обеспечении.

Что я имел в качестве исходного оборудования:

29″ хардтейл с двумя вилсетами: легкий бескамерный кантрийный и тяжелый дорожный на стоковых колесах со сликами.

И какие цели перед собой ставил:

  • Полноценные кросс-кантри тренировки в Голосеево, Дубках, Бабином Яру и т.д.
  • Объемные тренировки на шоссе.
  • Участие в 2–3 гонках за сезон, уровень “аматор”.
  • Покатушки для увеселения (40–100 км).
  • Задачи для оборудования были на уровне:
  • Измерение скорости (как средней, так и максимальной).
  • Определение каденса (скорости вращения педалей).
  • Вывод показаний пульса.
  • Навигация, желательно детальная.
  • Фиксирование результатов и построение сравнительных графиков и сплит-таблиц.
  • Связь всей обвески по bluetooth.
  • Автономность.

По задачам есть нюансы. Например, скорость должна определяться исключительно по физическому датчику на основе магнита и геркона (подсчет количества оборотов колеса с предварительным установлением длины окружности). Это связано с постоянной работой не рельефе, так как замер скорости с использованием GPS в кросс-кантри дает некорректные результаты, например на хорошем спуске с Лысой горы физический датчик показывает ~65 км/ч, а данные на основе показаний GPS в среднем на уровне 35–40 км/ч. Точно так же неправильно определяется скорость подъема в торчки (короткие крутые подъемы).

#что_там_у_профиков

Вы можете возразить: “А как же Dimencion Data, которая успешно используется на Тур де Франс? Ведь она работает по протоколу GPS!”

Да, работает, и это действительно удобно. Но! В каждом устройстве кроме гироскопа, акселерометра и антенны GPS есть еще и альтиметр (который перед стартом калибруют). И самое главное — первый горный этап продемонстрировал погрешность системы, которая показывала максимальную скорость на спуске около 93 км/ч, а бортовые компьютеры гонщиков (которые имеют кроме GPS еще и старю добрую дублирующую связку магнит+геркон) зафиксировали при этом максималку за сотню.

Датчик каденса необходим для постоянного показа скорости вращения педалей, чтобы держать безопасные для коленей 70–90 оборотов. Ну и заодно потом хвастаться перед друзьями: “могу держать 160–170 об/мин не забалтываясь”.

К пульсометру тоже есть определенные требования. Датчик желательно нагрудный, цифровой. Он должен иметь хороший уровень герметичности и быть простым в обслуживании.

Наручные мониторы подходят хуже, так как порой грешат ошибочными измерениями. А еще требуют тугой затяжки для нормальной работы (тот же Mio Alpha), что в кантри недопустимо, ведь запястья и так получают неслабую нагрузку. Также наручный датчик имеет намного большие шансы не выжить при особо эффектном падении. Да и чтобы считать данные, нужно отрывать руки от руля, а это чревато. Кстати, в связи со всем вышеперечислесленным я не могу себе представить использование Apple Watch в серьезной велотренировке, слишком дорого она может обойтись.

#уголок_любознательного

Касательно необходимости использования пульсометра в тренировках и гонках, я надеюсь ни у кого не будет аргументов против. Тема обширная, непростая и выходит за рамки нашей статьи. Если кто хочет расширить свои познания в этом вопросе, рекомендую почитать понятную и приятно написанную статью Селуянова “Сердце не машина” и ознакомиться со статьями Юры Ганусяка (например, вот — Юра вообще очень хорошо пишет, при этом глубоко раскрывает тему). Если говорить про меня, то пульсометр на тренировках помогает не пережечься и работать на уровне ПАНО (пороге анаэробного обмена) при серьезных нагрузках или держать 130–140 при закатке и наработке объемов. На гонке он показывает, когда ты работаешь на пределе и скоро словишь “вафли”—пора немного сбавить обороты, или же что ты недорабатываешь и стоит поднажать.

В обязанности навигатора входит вывод из чигирей и, конечно же, завод туда 🙂 Очень желательна поддержка разных карт (в том числе велосипедных) и возможность загрузки треков с последующей step-by-step навигацией.

Пульсометр с приемником ANT+

Способ связи обвеса с iPhone — не менее важный вопрос. Яблочный смартфон не поддерживает распространенный протокол ANT+, который используется в тренажерах и спортивном оборудовании и который понимают многие Android-девайсы. Поэтому варианта у нас два: покупка ANT+ обвеса и специальной приблуды для смартфона или же следование заветам дяди Джобса и использование продвинутого Bluetooth 4.0. К плюсам последнего варианта относится хорошая энергоэффективность и возможность подключение обвеса к любому современному смартфону. Некоторые модели также могут подключаться к технике в фитнесс-залах. Мой кардиомонитор от рантастика чудесно определился беговой дорожкой в фитнесс-зале и я прекрасно отбегал с ним всю зиму, хотя в спецификациях на сайте ничего об этом написано не было.

Во второй статье я описал, почему пользуюсь софтом от Runtastic. Оборудование для измерений решил взять родное.

Из фирменных велоаксессуаров Рантастик предлагает нам пульсометры разных видов, чехлы и датчик скорости\каденса. На чехлы я не смотрел, так как уже успел приобрести H10 Bike Mount от LUXA2. Потому заказал блютусовый кардиомонитор и датчик скорость-каденс.

Пульсометр вполне себе стандартный, двухкомпонентный: нагрудный ремень с контактами плюс коробочка с мозгами.

Ремень большой, даже для нехудого меня его хватает с запасом.

Сам пульсометр влагозащищен, за 2 года активных тренировок проблем не было. Но плавать в нем нельзя (хотя соблазн был неоднократно). Ремешок прекрасно стирается и сушится, никакого особого режима ухода не требует.

Работать монитор начинает автоматически после соединения с ремешком. Но нужно не забывать отключать его от нагрудного ремня после окончания тренировки, иначе хана батарейке. Кстати о ней—при моем довольно активном сценарии использования от одной таблетки CR2032 пульсометр проработал около 2 лет. Что примечательно—приложение заблаговременно отправляет уведомление про низкий заряд батарей датчиков. Так что ситуация, когда вы оказываетесь в поле с нерабочей электроникой, исключается.

Speed & Cadence Sensor выполнен единым блоком, что удобно. Разнесенные отдельно датчики скорости и каденса я не люблю. Потому что это лишний девайс на пере вела и еще одна батарейка.

В комплекте два геркона, один крепится на спицу, другой на левый шатун. Сам датчик монтируется за 2 минуты с помощью комплектной резиновой петли и стяжек. Очень рекомендую не игнорировать стяжки, поскольку резиновое крепление у меня очень быстро начало отпадать.

Кстати, вы еще помните исходный сетап? У меня два комплекта колес с разной резиной под разные нужды. Соответственно, при их смене кроме переброса геркона нужно еще в настройках указывать правильную длинну окружности. В случае “дорожного” сетапа, она у меня 2250мм, а кантрийный чуть больше — 2300мм. Это важно для обеспечения точности измерения. Значение можно посмотреть в специальных таблицах, а можно померять самому. Для этого натягиваете на полу рулетку, ставите вел предним колесом на “ноль”, ниппелем вниз и прокатываете полный оборот.

Касательно того, нужно ли покупать “фирму” от Runtastic или же с ней будут работать подобные датчики китайских контор. Честно? На 100% не уверен, но подозреваю, что это те же аксессуары, просто с логотипом правильного бренда. Если у кого-то есть опыт использования ноу-неймов, отпишитесь в комментах, плиз.

Крепление

Для комфортного использования всего вышеперечисленного добра и легкости считывания данных необходимо решить вопрос с размещением телефона в зоне видимости. Рынок велосипедно-телефонных креплений довольно большой—китайцы стараются. Большинство подобных приблуд имеют форму крэдла, по типу автомобильных. Пример: iOttie.

Мне подобные девайсы не подходят в виду не очень надежного крепления телефона и отсутствия физической защиты аппарата, а в тренировочном процессе это важно—бывает всякое.

Года 4 назад случайно по хорошей скидке прикупил чехол-крепление H10 Bike Mount от LUXA2. В чем его прелесть? По большому счету это чехол для телефона с возможностью его размещения на руле велосипеда или носки на поясе благодаря сменным креплениям. Мой заточен под iPhone 4/4S.

Защита телефона. Производитель обещает уровень защиты IPX4, то есть от дождя, брызг и пота. Но по моему опыту падение в 15 см лужу с грязью телефон переживает без проблем—внутри чехол остается сухим. Также он действительно крепкий. Неприятное падение на асфальт с высоты 1,5 метра при хорошей скорости и последующее скольжение с подпрыгиванием в его жизни случалось и не одно. При этом целы как чехол, так и телефон.

Еще крепление удобное. Конструкция компактная, чехол надежно фиксируется на руле, есть механизм быстрого отщелкивания. На самом чехле можно сменить контактную площадку велокрепления на специальный поясной зажим. Я воспользовался этой опцией только единожды, не понял зачем оно мне и просто приклеил веломаунт намертво. Чтобы наверняка.

И последнее—удобство взаимодействия с телефоном. Все порты остаются доступны, в том числе и 3,5 мм миниджек. Правда, он спрятан под заглушкой и глубоко утоплен в корпус. Так что нужно или использовать наушники с тонким штекером (родные Apple точно влазят), или обзавестись переходником. Внизу чехла есть маленькая дырка с заглушкой, через которую можно провести 30-pin кабель и заряжать телефон от повербанка. Чувствительность сенсорного экрана остается нормальной, можно нажимать в перчатках.

Можно повернуть телефон как удобно, но нужно учитывать возможности софта — тот же Runtastic не имеет альбомного режима

Закончу хвалить свой чехол, назвав его стоимость—приобрел я LUXA2 H10 Bike Mount за 320 гривен!

Для полноты картины нужно упомянуть велокомпьютеры-навигаторы. Именитые бренды: Garmin, Polar, SRM (хотя, это больше о паверметрии), Sigma. Для понимания возможностей подобных устройств, ознакомтесь со статьей Димы Петрова.

Максимально эстетично!

Их главные недостатки: высокая стоимость, проприетарность софта, вендор-лок. Зато они долгоиграющие, легкие и круто выглядят.

Вернемся же к моей связке и сравним ее со специализированными девайсами. Работает все очень стабильно и приятно. Но как всегда есть нюансы. Их два:

Батарейный жор. Это просто ад. Подумайте, у вас телефон, на котором постоянно активна геолокация, яркость выкручена на максимум (иначе на солнце ничего не видно), подключены блютуз-устройства. К тому же, катаясь по рельефу вы попадаете в зоны слабого приема сигнала сотовой сети, а это дополнительно садит аккум. В результате телефон живет 2–3 часа активной тренировки с постоянно включенным экраном. Если мониторить пульс нет необходимости, то экран я вырубаю и получаю 4–5 часов работы. Все равно мало. Поэтому на тренировки я вожу с собой небольшой павербанк емкостью 2600 мАч, а в длительные покатушки беру здоровую батарею на 10000 мАч. Они крепятся на раме, не мешают и дают уверенность, что ты не останешься без связи. Справедливости ради замечу, что и навороченные велокомпы под полной нагрузкой редко работают дольше 8 часов.

Вес и размер. Все-таки большая дура на руле и аккум на раме — не слишком фен-шуй.

Зато с телефоном ты не ограничен софтом производителя устройства, можешь управлять, например, музыкой с блютуз-колонки (кстати, это в отличии от навигации по батарее практически не бъет). Да и стоимость моего сетапа выходит существенно ниже специализированных аналогов (стоимость телефона в расчет не берем, это не обязательно должен быть айфон—подойдет любой смарт с Bluetooth 4.0 LE и на современной операционной системе.

Хотя я вот засматриваюсь на 520 гармин, уж очень он замечательный!

Богдан Воеводин

Сооснователь Bike in City

Комменты Facebook

Disqus (0)

bikeincity

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: