Bike in City

Ярость. Обзор электроподвесов Haibike

До февраля 2018 года, ассоциацией первого порядка к слову «Ярость» у меня был постер к довольно посредственному фильму о Второй Мировой с Бредом Питом в главной роли. Яростью («Fury») там нарекли красивый черный танк M4A3E8 Sherman. Он был действительно злым и всех побеждал.

Но спустя месяц все изменилось. И первым, что приходит на ум стала троица немецких электро подвесов Haibike. Ярость в своей чистой форме.

Интересно наблюдать за развитием рынка электровелосипедов. 2 года наза у нас на обзоре был чудесный Xiaomi Yunbike C1, который при своей цене стал чуть ли не идеальным электро-ситиком. В прошлом году мы вдоволь погоняли на Cannondale Mottera. Но вот это трио с Германии сильно расширило наши представления о современных э-велах. Если Кадейл воспринимался больше как концепт-байк для демонстрации «смотрите, что мы можем построить», то Хайбайки вплотную подошли к стадии «оооо, какая цацка, хм, а может реально купить себе такой?». Но обо всем по порядку.

Об истории и процессе становления немецкого концерна Haibike мы выпустили отдельный материал. По нему видно, какой акцент компания сделала на сегмент велосипедов с системой pedal assist.

На тестирование и обзор приехали два велосипеда серии SDURO и один, более злой — XDURO. Первая серия была представлена идентичными по навеске найнером со 100мм хода FullNine 8.0.

Его собратом FullSeven 8.0 с колесами 27,5+ и 120мм ходами.

И очень злым 150-ходовым AllMtn 8.0 на Фоксе и так же с колесами 27,5+

На первый взгляд, все три велосипеда неотличимы друг от друга. Концепция одна, навеска +/- одного уровня. Но на практике это три очень разных представителя одного жанра. Если проводить параллели с музыкой, то перед нами три группы, который играют вроде бы metal. Но это:

  • Metalica (trash-metal, быстрый, мелодичный и более попсовый, за него отвечает FullNine 8.0)
  • Rammstein (industrial-metal, жесткий, напористый и громкий — FullSeven 8.0)
  • Children of Bodom (AllMnt 8.0 или death-metal, явление не для всех — чистое зло, облаченное в метал, пластик и резину)

Согласитесь, различий между этими группами много, несмотря на принадлежность к одному общему жанру.

За такую большую разницу в восприятии велосипедов отвечают два фактора — хода подвески и колеса.


Не знаете в чем разница между трейл, ендуро, оллмаунтин и кантри — читайте наш гайд


Подвеска

Серия SDURO Sport, по-факту, представляет собой сборную трейловых подвесов и хардтейлов. Здесь все заточено для получения удовольствия от легкого и приятного катания по трейлам средней сложности, без особо убийственного хардкора.

Наши тестовые FullNine и FullSeven были оснащены передними вилками SR Suntour Aion 35 со 100 и 120 миллиметрами хода соответственно. Конусный шток стандарта 1 1/8″ — 1 1/2″ и фирменная сантуровская ось, конечно же boost 15x110mm.

Понятное дело, это воздушки. Локаут, к сожалению без выносной манетки. Но, если честно, за все время каталова я ни единого раза к нему не прикоснулся, не возникло даже желания. Так что может и не нужна она здесь.

35мм мясистые ноги вилок красивые, с «готишно-чорным» напылением. Есть резиновое кольцо индикатор сега. По торсионке все отлично. Усилие страгивания небольшое. На работу нареканий особых не возникло, крепкие вилки-середнячки. На одном из велосипедов вилка немного постукивала, как обычно это делают Сантуры. Может как обычно немного с завода не долили масла. Велосипеды были новыми и тестовыми, свой личный я бы отдал хорошему механику на перед эксплуатационную переборку, что убрало бы такие обкаточные явления.

Для меня это был первый опыт каталова не на дешманских начальных сантурах, а на верхних моделях. Приятно удивлен. По работе значительно лучше моего RS Recon. Также приятно удивило внимание сантуровцев к деталям.

На этих вилках штатно установлены качественные пластиковые крылья-болотники, которые будут отсекать большую часть грязи и гравия, которые могул лететь в сторону анодировки на ногах. От прилета бяки в лицо тоже немного уберегут, но задача у них именно в защите элементов вилки. При этом, даже с установленным болотником зазоры остаются вполне приятными.

Отдельного внимания заслуживает фирменная ось Suntour. Я думаю, что это лучшая реализация быстросъемной оси, при этом она полностью исключает риск самораскручивания. Понравилась очень!

Касательно вилки на AllMtn 8.0, то там стоит отличная FOX 34 Float Performance Lockout.

Легкая, плюшевая, очень прогнозированная, с потрясающей торсионкой. И, понятное дело, тоже 15QR x 110 Boost. Но вот гибкости настроек, по сравнению с версией Factory немного не хватает.

Об амортизаторах RockShox Deluxe RT сказать особенно нечего. Они просто работают. 100 и 120 мм хода. Есть регулировка отскока и локаут и вот аморт я пару раз лочил, особенно на асфальтовых участках.

А вот на AllMtn стоит уже вполне кошерный FOX Float DPS Performance EVOL с фирменной фоксовой переключалкой Climb/Trail/Descent. И после него рокшоксовский уже кажется излишне примитивным.

Немцы хорошо спроектировали посадочное место под аморты — с боков его защищают стенки подседельной «трубы», а со стороны заднего колеса установлен маленький съемный пластиковый брызговик. В результате на аморт вообще ничего не набрасывает и риск покоцать шток минимален.

Колеса

ЖЫРНОТА! На все три подвесы немцы поставили максимально широкие колеса. И если на найнере это Schwalbe Nobby Nic Evo SnakeSkin размерностью 2.6″, то FullSeveт оснастили модными плюсовыми колесами, тоже на ноббиках.

Резина идет в исполнении EVO и с компаундом Addix Speedgreep (синяя полоса) и усиленными боковинами SnakeSkin. Это значит, что вы легко сможете поставить их бескамерно, при этом они будут довольно прочными для горного катания.

27,5+ колеса на  AllMtn 8.0 обуты в топовые монструозные Magic Mary размерностью 3.0 с софт версией компаунда Addix (оранжевая полоса). Точно также она в версии EVO и ставятся бескамерно.

Я был немного был шокирован, когда не смог охватить покру рукой. Чрезвычайно мясная резина. Не уверен, что это удачный выбор, так как она уж очень вязкая и тяжелая. Но держит даже на вертикальной стене, это да.

Спицы DT Swiss

То, насколько сильный держак обеспечивают комплектные колеса, даже сложно описать. На 27,5+ нужно хотя бы раз попробовать катнуть. Когда ты в поворот входишь словно вагонетка по рельсам, ты начинаешь очень сильно любить этот стандарт.

Обратите внимание на обода Rodi, кроме того, что они крепкие как Брюс Уиллис, они еще и современно-широкие. Так что резина раскрывает все свои возможности на них по максимуму.

При этом зазоры в раме позволяют катать даже по налипающему снегу, их вполне достаточно.

Геометрия

Все три велосипеда имеют четырехрычажную конструкцию подвески и абсолютно трейловую геометрию, с заваленным углом вилки и более прямым углом подседельной трубы. Это обеспечивает уверенное прохождение технических участков при езде вниз и комфортное педалирование в гору.

Кроме углов, AllMnt имеет еще и самую большую колесную базу при сравнительно коротких перьях.

Двигатель и электрическая часть

Сейчас на рынке существуют две конкурирующие системы электропривода — Bosh и Yamaha.

На немецком трио стоит, как ни странно именно японская система Yamaha PW-X номинальной мощностью в 250 Ватт, батареей на 500 ватт-часов и блоком управления Yamaha LCD — X.

Основное отличие Бошевской системы от японской — разные скорости вращения ведущего вала. Поэтому все немецкие движки передают крутящий момент через одну маленькую звезду, а вот Yamaha позволяет экспериментировать и ставить даже даблы. Что и сделали инженеры.

С точки зрения трансмиссии, меня всегда радовала универсальность, так что двойник я приветствую, хоть визуально сингловые системы выглядят эстетичнее. Еще одним отличие является возможность проектировать внутреннее размещение батареи в раме для Боша, и в линейке Haibike такие модели тоже есть.

Но подавляющее большинство немецких электричек щеголяют японскими моторами. Все просто объясняется — силовые установки отличаются еще и характером и алгоритмом работы. Как вы помните, бошевский движок был установлен на Mottera. Так что у меня появилась отличная возможность сравнить ощущения от обеих систем.

И Yamaha мне понравилась немного больше. Эти силовые установки, если честно, просто дурные 🙂 При одинаковой номинальной мощности, японский сумасшедший движок уносит тебя куда-то в стратосферу. Он более резкий, агрессивный и с первого момента его срабатывания хочется крутить и волать от восторга.

О мощности хорошо может рассказать вот это видео.

Haibike Xduro stairs climb

Як виявляється не всі електровелосипеди легко підкорюють сходи і не всі вершники. Але у випадку з Haibike Xduro AllMtn 8.0 все на своєму місці: пухлі колеса Schwalbe tires, ефективна підвіска Fox Racing, неймовірний крутний момент електродвигуна Yamaha Racing. Щоб зняти цей кадр довелося видиратися на ці сходи не один і не два рази. А що б Ви спробували на електровелосипеді? Оператор без зеленого шолому Alexander Krashtan

Posted by lifecycle.kiev on Saturday, March 17, 2018

Yamaha последнего поколения стал легче и отзывчивей, разработчики постарались уменьшить лаг срабатывания. Мотор сам по себе весит около трех килограмм, обеспечивает крутящий момент в 80 Ньютон-метров (с повышеным до 90 при выборе режима максимального ускорения) и выдает ассист вплоть до каденса 120 об/мин.

Сам кареточный узел, в который вмонтирован мотор цельный, немцы им очень гордятся и даже дали название — GRAVITY CASTING. Делается он с помощью технологии «гравитационного литья». В этом процессе негативные формы из сжатого песка размещаются в больших формах. Потом песок заполняется сплавом алюминия и цинка, а затем формы вращаются в точно рассчитанных осях. Из-за силы тяжести сплав равномерно распределяется и приводит к равномерной толщине литья. В результате получается легкая, прочная и сложная по форме деталь.

Снизу двигатель защищен специальным кожухом SkidPlate, выполненным из ударопрочного ABS-пластика. Эта защита очень легкая, но эффективно защитит движок от прилетевшего в него камня. Плюс она дешевая и легко меняется (в отличии от двигателя).

На велосипедах установлены батареи на 500 ватт-часов. Она обеспечивает, в зависимости от режима работы двигателя, веса райдера и рельефа, от 60 до 150 километров хода. В ходе тестов ни один из радейров не высадил велосипеды в ноль. Но самое вкусное во всем этом — зарядное устройство Yamaha. Оно характеризуется как «быстрое» и в реальности заряжает батарею за полтора часа. Фантастический результат.

Расположена батарея внутри переднего треугольника, шанс повредить ее при катании и падении не очень высокий. Смонтирована она контактной группой вниз, пазы глубокие и с хорошей грязе и водозащитой, переживать о залитии не стоит (если, конечно же, не погружать велосипед целиком). Запирается батарея на ключ. Очень удобно то, что зарядный порт находится сбоку, так что отпадает необходимость снимать ее каждый раз для зарядки. Именно процесс каждодневного отсоединения батареи неимоверно бесил меня в Mottera.

Управляющий блок у Yamaha несколько специфический. К его плюсам стоит отнести расположение за рулем, так намного меньше шансов свернуть ему голову при падении (но поначалу я боялся зацепить его коленом, как показала практика зря). Внешне он идеально подходит и дополняет визуальный облик велосипедов — максимальная брутальность.

На передней панели расположены две чрезвычайно тугих кнопки — включения и управления светом (при желании можно сделать разводку). Но основное управление производится через эргономичную выносную манетку с очень удобными кнопками изменения уровней работы двигателя, перелистываний значений на экране и триггер помощи при пешем толкании велосипеда.

Работа с этим компьютером несколько специфична. Качество самого экранчика не высочайшее и его размер довольно скромен, так что считывать значения с него на скорости проблематично. Так что японцы вмонтировали яркий светодиод, который разными цветами показывает текущий режим работы. Как показала практика, этого вполне достаточно, особенно удобно, что уровень нагрузки виден даже периферическим зрением, не нужно отвлекаться от трассы.

Самых режимов несколько — Eco+, Eco, Standat, High и ТРЫНДА. Отдельно хочется отметить полярные значения. При Эко+ ассист работает минимально, позволяя не тратить энергию, например при добирании до места катания. А вот режим максимальной мощи крайне сумасшедший. При нем мотор начинает выдавать не 70 Нм крутящего момента, а 80. И эта прибавка заставляет сжиматься не только сердце и ладони на грипсах. Такое чувство, что велосипед показывает тебе, что ему НЕДОСТАТОЧНО происходящей вокруг жести и ОН ХОЧЕТ ЕЩЕ. Просто восторг. Я давно не испытывал столь сильных эмоций при катании.

Комп постоянно считывает значения скорости и каденса с помощью комплектных датчиков и отрубает ассист при достижении 25 км/ч. К сожалению, таковы регламентные технические нормы ЕС, иначе транспортное средство уже будет считаться мопедом и требовать другой сертификации, номерного знака и прочих усложнений. При катании райдера со средними навыками этого вполне достаточно. Но два опытных гравити-спортсмена, которые тестировали велосипеды, отметили тот факт, что тяжело набрать большую скорость , необходимую для пролета больших трамплинов. Но, как рассказал официальный представитель Haibike, ограничение довольно легко снимается и это даже не будет влиять на последующую гарантию. Но до этого у нас руки не дошли.

Трансмиссия и тормоза

Вся серия была оснащена 10-скоростными задними переключателями Shimano XT M786 с технологией  Shadow Plus. С помощью специального рычажка вы можете сильно ограничить свободный ход лапки переклюка, этим обеспечив максимальное натяжение цепи и снизить биение на расколбасе.

Кассета от SunRace на 11-40 зубьев в связке с FSA системой на 32-44 зубья дает шикарный диапазон передаточных, которого хватит практически в любых горах. Передние переключатели  Deore, так же как и манетки на FullSeven и FullNine (AllMtn щеголяет уже манетками SLX).

А вот тормоза на любителя. Немцы толи из патриотических, толи из финансовых соображений оснастили велосипеды тормозами от Magura — двухпоршневыми MT4 для найнера и FullSeven и черырехпоршневыми MT5 для зверюги AllMtn. На все велосипеды навешены передние тормозные сковородки на 203 мм и более скромные 180-мм тормозные диски сзади, все же мощность и вес обязывает.

Ручки ухватистые и удобные. Есть часть райдеров и механиков, которые опасаются Магуру через обилие пластиковых деталей, но за время тестов никто ничего не разломал и не искалечил. А вот касательно работы тормозов есть нюансы. Характерная особенность Магуры — малые зазоры между диском и колодками. Так что при зимнем катании пару раз возникало  затирание. Так же на AllMtn пришлось доливать минеральное масло, так как ручка стала проваливаться. Все это следствие того, что мы не провели нормальную подготовку байков из коробки, но на это физически не было времени.

Манетка переднего переклюка, манетка заднего переклюка, задний и передний тормоз, манетка дроппера, управляющий блок двигателя — все это создает ворох тросов, кабелей и гидролиний. Выглядит несколько неопрятно, но производитель постарался хотя бы частично упорядочить этот хаос.

Подседел, седло и руль

Кстати о дроппере. Все велосипеды оборудованы регулируемым телескопическим подседелом XLC AllMtn диаметром 31,6мм и ходом в 120 мм.

Он пневматический, подвод троса внешний, но вход удобно расположен возле подседельного зажима. Под трос есть внутрення проводка.

Управляется дроппер с помощью выносной манетки. Работа плавная, силой нажатия можно регулировать скорость подъема.

И я не представляю эти велосипеды без дроппера. Уберите его и вы лишите э-байки половины фана. Возможность комфортно закрутить в седле в долгий подъем, опустить седло и вальнуть как следует вниз — бесценна. Я теперь дико хочу себе подобную штуку на кантрийник.

Сидеть немцы предлагают на италийских седлах от Selle Royal — Rampage на серии SDURO и Verve на AllMtn.

Правильно жесткие, с флексирующими боковинками. На них вполне комфортно как сидеть при долгой езде, так и свешиваться за них на спусках. Я обычно советую на новых велосипедах седла выбрасывать, но данные экземпляры вполне достойные. А еще, учитывая, что это Selle Royal, то они позволяют установку родных мигалок и аксессуаров в специальный порт сзади. И если кто не знал, то Selle Royal это владелец Fizik.

Рули поставили достаточно громадные, соответственно целевому использованию велосипедов. Это 740 на Семерке и Девятке. И 780-мм дрын на AllMtn. Больше уже просто некуда — будет сложно выходить из квартиры и проезжать между деревьев.

Комплектные грипсы и педали тоже вполне годятся для использования. Менять их прям сразу на что-то другое нет особого смысла.

Безудержное веселье

То количество эмоций, которое дарят электроподвесы трудно сравнить с чем-то другим. Очень приятное чувство «детского восторга». При чем этот эффект наблюдается абсолютно у всех, кто катал на этих немецких монстрах.

Э-байк позволяет тебе делать все что заблагорассудится, при этом ехать дальше, и получать более высокие скорости. Но, вопреки заблуждению, электровел не дает тебе халявить. Крутить нужно и много.

Просто там, где ты умер бы за один подъем, Haibike позволяет тебе с теми же усилиями проехать 3-4 таких апхила. В результате ты устаешь даже больше, но получаешь в несколько раз больше фана от катания.

А еще мощности хватает даже для того, чтобы таскать за собой вгору своих безмоторных товарищей.

Из того, что оставило вопросы — присутствие небольшого лага срабатывания мотора при нажатии на педали. Системе нужно время понять действительно ли вы начали крутить, или просто зацепили педаль. Это иногда мешает, особенно при езде в мануале.

Возможность быстрой зарядки позволяют катать в горах до обеда, возвращаться в место проживания или докатывать на промежуточную стоянку. Полтора часа зарядки батареи позволят немного перевести дух, полноценно пообедать и отправиться дальше. Благо все зарядные унифицированы. Звучит как идеальный сценарий на выходные в горах.

Но все это звучит отлично, но лучше всего испытать подобные эмоции на собственном примере. Благо, представительство Haibike дает возможность всем желающим взять на тест эти электроподвесы, для этого пишите напрямую Haibike Ukraine или Sport-top.

Цены на E-Haibike

Haibike FULLNINE 8.0 — 139 718 грн (4 299 €)

Haibike FULLSEVEN 8.0 — 139 718 грн (4 299 €)

Haibike ALLMTN 8.0 — 149 468 грн (4 599 €)

Официальная гарантия на раму 5 лет


Кроме своих ощущений и впечатлений, мы дали возможность прокатиться на Хайбайках опытным любителям гравити — Сергею Завальному, Антону Савицкому и Роману Шутке. Свои отзывы и впечатления они описали «as is», со всеми плюсами и минусами. 


Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Богдан Воеводин

Сооснователь Bike in City

Комменты Facebook

Disqus (0)

bikeincity

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: