Bike in City

Как правильно любить велосипед

Уникальность и магия велосипеда заключается в простом, но чудесном физическом свойстве мира — катиться — легче чем идти.

Если ту энергию, которую мы тратим при каждом шаге на подъем веса собственного тела направить только на горизонтальное перемещение — в этот миг и происходит эта особая велосипедная магия. Вы вдруг обретаете способность перемещаться в пространстве со скоростью, как минимум в три раза превышающую пешеходную, не используя при этом внешних источников энергии.

Это как вдруг обрести способность летать.

Только велосипед, только он один из всех наземных транспортных средств дарит это, ни с чем несравнимое чувство полета.

Ощущение независимости, свободы и движения. Движения бесшумного, чистого. Своего собственного. Без вибраций и запахов, с ветром, бьющим в лицо.

Движения пока хватит сил.

Почему любить

Велосипед — единственный вид транспорта, который одновременно может быть и спортивным тренажером! Если вы чувствуете дефицит движения, если ваше тело ощущает недостаток простой физической радости от нагрузки — велосипед станет идеальным решением.

Надо, конечно, понимать, что между поездками по делам и велоспортом, даже любительским — разница огромная.

Но при сидячей, офисной работе гарантированная ежедневная трата лишней тысячи калорий и устранение застоя крови в всех органах организма — благо в любом случае.

Тело, подсаженное на удовольствие ежедневных усилий, довольно быстро начинает требовать большего. Радость от преодоления самого себя быстро повышает планку желаемых нагрузок. А там недалеко и до серьезных приключений.

Велопрогулки — замечательная вещь. Требуя пешеходных усилий, они позволяют преодолевать дистанции совсем автомобильные. Это может резко расширить ваш географический кругозор в месте постоянного обитания. Подарить радость удивительных открытий, показать неведомые уголки, открыть необычное в малоинтересных, казалось бы, городских окраинах. Увлечь, заинтересовать, сделать возможным настоящие, дальние велопоходы.

Еще один магический момент велосипеда заключается в том, что только он, как спортивный снаряд сочетает в себе обязательность и необходимость.

Поясню эту неочевидную формулу.

Представим, что мы вдруг озаботились своим образом жизни: поймали себя на унизительной одышке при подъеме на пару этажей, разглядели заметно увеличившийся профиль талии в зеркале или еще каким образом осознали общее снижение тонуса… И — совершенно вдруг, внезапно, со следующего понедельника (выходных или зарплаты) решили пойти в спортзал (начать бегать утром, плавать в бассейне вечером) — и тут то вас и подстерегает новая, неожиданная опасность.

Лень.

Обычная, приятная и такая соблазнительная.

Мало купить абонемент, прийти в спортзал, переодеться в спортивную форму. Нужно прилагать усилия.

Преодолевать себя, поднимать тяжести, что-то дергать, крутить, натягивать.

Это довольно дискомфортно. Этого не хочется делать. Ну, то есть какое-то время, на энтузиазме неофита Вы, конечно, что-то делаете. Но… Вдруг появляется масса причин, почему, вдруг, внезапно, прямо вот сейчас из спортзала нужно уйти. Домой, на работу, к жене, к детям, на деловую встречу, просто приятно полежать с бокальчиком перед экраном.

И… если вы не входите в число тех ненормальных 5%, тех, кто ломает всю бизнес-модель сетевых спорткомплексов и продолжает регулярно посещать спортзал, когда до конца годового абонемента остается месяц — в общем, спустя некоторое, неопределенное количество времени — вы спортзал не посещаете.

Если короче — главная проблема спортзала и бассейна заключается в том, что из них можно уйти.

Правило это успешно работает, не особенно впадая в исключения. Бизнес на продажах годовых абонементов процветает и дальше.

Но совсем другое дело — велосипед.

Выехав из пункта А — «уйти из» велосипеда у вас уже не получится до достижения пункта Б.

Вам придется, пусть и с разной степенью обреченности, крутить педали до самого финала.

Велосипед делает обязательные для вас физические упражнения неоткладываемыми.

Любить вопреки

Кроме лени, препятствием, иногда неодолимым, между вами и веломагией могут оказаться ваше недопонимание деталей, страхи, скепсис и различные иллюзии насчет собственного «статуса» и его несовместимости с велокультурой.

Разберемся с этим по-порядку.

Для большого города действует простое эмпирическое правило — если ваше ежедневное обязательное перемещение на общественном транспорте (включая ходьбу и ожидание на остановках) занимает от 30 до 60 минут, то, скорее всего, добираться на велосипеде вам будет быстрее. Если час или чуть больше — то примерно так же. Если больше полутора часов — то увы, скорее всего велосипед не сможет стать вашим основным ежедневным транспортным средством (за исключением случаев, когда ваша жажда ежедневной  нагрузки совпадает с вашими физическими возможностями).

Надо понимать, что все это достаточно условно, очень сильно зависит от рельефа местности и качества дорожного покрытия, и, конечно, вашего желания. Ежедневная пара километров по исторической брусчатке или пять километров в горку — могут уничтожить всякое удовольствие от поездки (особенно для новичка). Безусловно, подъемы, даже затяжные, не являются таким уж неодолимым препятствием и могут даже доставлять определенное удовольствие при развитии вашей физической формы (к брусчатке и асфальту типа «стиральная доска» последнее не относится). Стоит помнить, что всякий подъем на обратном пути превращается в восхитительный спуск.

Если задуматься, городской велосипедист обладает уникальными возможностями. Он может, в зависимости от своих целей и задач, переключаться —  использовать преимущества и пешехода и участника дорожного движения. В любой момент он может решить стать пешеходом и обойти препятствия непреодолимые для общественного транспорта или автомобиля. Например я сам, используя всего один подземный переход в своем пешеходном воплощении — сократил ежедневный веломаршрут на одну опасную эстакаду и полтора километра в одну сторону. Да, использовать загруженные тротуары для велопоездок неправильно, но, за редким исключением, пешеходные дорожки в городах достаточно безлюдны и пригодны для поездок.

А пробки большого города?! Вот уж он — момент истины, когда велосипедисты чувствуют себя королями дороги, провожаемые завистливыми взглядами водителей, обреченных торчать на одном месте.

Любить рационально

Не бойтесь устать, не бойтесь физических нагрузок!

Наше тело так разумно сконструировано, что любое физическое усилие гарантированно оплачивается радостью.

Без радости мы не можем. Она — топливо нашей психики.

Любой переход через границу обычного, любое сверхусилие, мозг вознаграждает королевской выплатой сверхурочных — царицей чувств — эйфорией.

Вот что говорит тело городского жителя — двигайся. Двигайся еще и еще. Двигайся столько, сколько можешь. Мне никогда не будет много.

Комфорт офисного стула, мягкие объятия автомобильного кресла в ежедневном паломничестве на рабочее место мучительны для меня, утверждает оно.

Меня создали чтобы без устали бежать через саванну под полуденным солнцем или продираться через лесную чащу под ледяным ливнем. Двигаться по 18 часов в сутки практически без перерыва. Бег крови в моих венах дает мне силу и молодость. Неподвижность и застой убивают меня. Делают некрасивым, бледным, вялым, бессильным. Заставляют мучительно задыхаться при малейшем усилии. Отнимают радость и удовольствие жить. Не предавай меня, хозяин — молит Ваше тело. Надежно служить тебе — моя единственная миссия и единственная награда.

Чем мы можем помочь нашему телу в условиях малоподвижной офисной жизни, в суете замкнутой колеи ежедневного коловращения?

Сделать спорт, необходимость, неотъемлимость ежедневного движения и физических усилий — привычной практикой каждого дня.

Все ли могут это сделать?

Наше тело, а в особенности — измученный офисом позвоночник, несомненно придут в восторг, если вы подарите им ежедневный сеанс невесомости — занятие плаванием. Плавание, не менее трех раз в неделю — вероятно наилучший вариант для сидельцев умственного труда.

Но каждый ли может позволить себе выкроить утром или вечером дополнительные, как минимум полтора часа свободного времени. (Не принимая уже во внимание вопросы перемещения в пространстве и финансов)?

Думаю, что на это способно только самое решительное меньшинство, включая тех, чей позвоночник уже забил-зазвонил во все свои тревожные колокольчики, но даже и в этом случае — лень играющая черными позволяет себе сделать удачный ход.

Бег или занятия в спортивном зале — так же требуют решения тех же проблем — времени и денег.

Есть ли выход?

Практически каждый из нас имеет  необходимо-неприкосновенный временной запас, сжираемый ежедневной рутиной — поездками на рабочее место.

Если присмотреться — это самый настоящий клад. Золотая жила времени.

Если поездка на общественном транспорте или автомобиле к месту работы входит в ваше рабочее расписание — вот он — ваш резерв времени  на заботу о собственном физическом здоровье.

Вы переживаете за свой «статус», форму одежды, несовместимость с некиим «положением» — подумайте — совместимы ли с вашим «положением» одышка, грязно-серый цвет лица и отсутствие радости?

У премьер-министров Великобритании и Дании, президентов Франции и Южной Кореи, членов королевской семьи Бельгии и Голландии корона от велопоездок на работу не падает, а ваша личная — может пострадать?

Нет возможности переодеваться в велосипедную форму, в офисе нет возможности принять душ и полностью переодеться?

Выбирайте городской велосипед с комфортной посадкой, наличием нескольких передач и не старайтесь побить олимпийские рекорды.

Мировая промышленность давно освоила производство удобных «ситибайков» — городских велосипедов. Возможность поездки в брюках, деловом костюме, и даже юбке — их прямое назначение.

Прямая посадка, надменно вздернутый подбородок, отрешенно-возвышенное выражение лица — вполне гармонируют с элегантными линиями и мягким ходом этих чуть развязных франтов веломира.

Развевающиеся полы модного пиджака, мужественно развернутые плечи, сексуально обтянутые бриджами женские бедра или  таинственно порхающая юбка — по-моему, образ стильного городского велосипедиста подойдет любому любителю физической активности.

Вы ежедневно курите и офисно-пятнично прикладываетесь к бутылке чтобы снять напряжение  и «производственный стресс»?

Попробуйте вместо никотина и этилового спирта ежедневно закидываться чистейшим эндорфином вашего собственного производства!

Любить с умом

К нашему с вами велосипедному счастью, история развития этого вида техники  после столетних метаний превратила, наконец, велосипед из орудия пытки в инструмент получения удовольствия.

Достижения в области велосипедостроения за последние 20 лет подарили нам идеальный размер колес, непрокалываемые покрышки, почти необслуживаемые втулки и переключатели скоростей работающие с точностью часового механизма.

Без лишнего велосипедного снобизна (весьма свойственного, впрочем, настоящим веломаньякам) сообщаю неприятную аксиому: хорошие велосипеды стоят недешево.

От 500 долларов в любом уголке планеты. Сумма эта за последние годы существенно не изменилась. Маркетологи не едят свой хлеб впустую, а тщательно выцеливают платежеспособный сегмент наиболее массового потребителя.

Определение «хорошего» велосипеда можно озвучить так: «Устройство, поездки на котором доставляют удовольствие и радость.»

Есть определенные компромиссы, но количество тонкостей и деталей таково, что покупать велосипед дешевле, в диапазоне 200-400 долларов, стоит только под присмотром опытного маньяка или веломастера, которому вы лично доверяете.

Велосипеды дешевле 150 долларов называть велосипедами нельзя. (Это не относится к самым простым, практичным, дорожным велосипедам без переключения передач).

Велосипед дешевле 150-200$ (естественно, это цена нового велосипеда) это предмет, который  нарушает известное “правило утки”.

Он выглядит, как велосипед, двигается как велосипед, пахнет, как велосипед, но велосипедом не является.

Самое лучшее определение такой конструкции, которое я слышал: «макет велосипеда».

В русскоязычной велокультуре это явление называется разными нехорошими сленговыми словами, самое популярное из которых —  «ашанбайк». Этимология слова восходит к ситуации импульсивной покупки велосипеда в гипермаркете при массовой закупке продуктов и вино-водочных изделий. Такой себе “велосипед на сдачу”.

Отсюда следует самый короткий совет начинающему велолюбителю: “Не покупайте велосипеды в непрофильных магазинах”.

“Ашанбайк” — это такая  “кажущаяся видимость”. Визуальное имитирование прочности и надежности конструкции. Профанация самой идеи велосипеда.

Первоначально мне казалось правильной мысль, что если вам требуется именно имитирование езды на велосипеде, то есть цели и задачи не выходят за рамки: “раз в неделю проехать три с половиной километра до магазина и обратно”, то такой, с позволения сказать,  “транспорт” вполне может решить их с некоторым успехом.

Однако сейчас я думаю, что это неверно. Решая утилитарную задачу перемещения собственного тела в пространстве из точки А в точку Б с произвольной скоростью на несложном рельефе следует все таки ориентироваться на приобретение классического односкоростного дорожного велосипеда. Который, даже при ограниченном бюджете, в силу простоты и надежности конструкции прослужит значительно дольше и причинит гораздо меньше хлопот. Если к тому же озаботиться приобретением велосипеда с планетарной втулкой (увеличив бюджет), то это позволит переключать передачи и увеличить комфорт при поездках по рельефу с перепадом высот. К сожалению, в отличие от многих других стран, где велосипеды массово решают прозаическую задачу ежедневного передвижения, на территории exUSSR качественные, практичные и удобные велосипеды для повседневного использования, ориентированные на надежность и комфорт, представляют из себя достаточную редкость.

Что касается “ашанбайков”, то онтологическим смыслом их существования является тестирование потребителей на глубину и искренность любви к велосипедам вообще. Потому что только истинный ценитель способен месяцами кувыркаться с ненастраиваемыми в принципе компонентами, ежедневно пачкаться машинным маслом,  (ну или думать, что так и надо) и при этом получать определенное удовольствие.

Причем, многие, особо упоротые владельцы этих наборов “Сделай сам” мотивируют свои действия тем, что их велосипеды недороги, дешевы в обслуживании, и, в конце концов, низкокачественные компоненты со временем можно поменять.

И особо упорствующие таки заменяют практически все. Вопрос же в том, что даже сама рама в таких устройствах отвратительного качества и нуждается в замене. А велокомпоненты купленные по-отдельности стоят значительно дороже, чем когда приобретаются сразу в составе велосипеда. В итоге “кулибины” тратят массу нервов, денег и все время катаются на бестолковой железке.

В качестве вывода я предлагаю такую мысль — “ашанбайк” ценное приобретение, если вы хотите научиться хорошо разбираться в тонкостях настройки велосипеда, выучить терминологию, узнать все эти мудреные словечки и познакомиться со всеми окрестными веломеханиками.

Для неупоротых же, главный, на мой взгляд, недостаток владения таким велосипедом — это испорченные отношения с веломиром вообще.

Регулярное недополучение удовольствия и радости — не стоит никакой экономии.

Любить безопасно

В правиле 500 долларов есть два немаловажных исключения: велосипеды детские (это мы опустим) и велосипеды без скоростей — “односкоростные”, “синглспиды” или, в обыденной терминологии: “дорожные”.

За счет простоты конструкции и незамысловатости задач, их существование в ценовом диапазоне до 200 долларов вполне оправдано, допустимо и находит свою целевую аудиторию.

Односкоростной велосипед практичен, надежен и прост в обслуживании. У него ниже вероятность сломаться вдали от дома, меньше шансов привлечь внимание грабителей, в нем почти ничего не надо настраивать.

Но, как всегда, есть одно важное, и очень существенное “но” — особенности человеческой анатомии.

У дорожного велосипеда фиксированное передаточное отношение — одна передача. Цепь может бежать только по двум звездам — одной ведущей и одной ведомой.

По этой причине — при разгоне велосипеда или подъеме в гору велосипедисту требуется давить на педали с очень большой силой.

На велосипедах, где есть хотя бы три “скорости” — в подобных случаях есть возможность перейти на пониженную передачу и крутить педали  чаще, но с меньшим усилием.

На велосипеде с одной передачей такого сделать нельзя.

Это не только ухудшает комфорт велосипедиста при разгоне и на подъемах.

Сильно снижается проходимость на сыпучем и вязком грунте.

Появляются непреодолимые для велосипеда подъемы, на которых приходится спешиваться и уныло брести пешком.

И самое важное — чрезмерные усилия крайне опасны для коленных суставов!

Направление нагрузки на коленную чашечку при вращении педалей — непривычно для сустава — при “проектировании” нашего тела такой тип движения не учитывался.

Поэтому — сустав терпеливо относится только к педалированию с низкой нагрузкой и высокой скоростью оборотов педалей (высоким кадансом, как говорят велосипедисты).

Долговременное вращение педалей с большим усилием — вредно для коленей и приводит к необратимой деградации сустава!

Только велосипеды с возможностью переключать передачи — практически полностью устраняют негативное влияние педалирования на колени.

Наличие передач позволяет в широких пределах изменять силу необходимую для проворота педалей.

Отсюда следуют несколько важных для новичка правил:

  1. Если вы планируете совершать ежедневные поездки, если в вашей местности рельеф изобилует перепадами высот — обязательно приобретайте велосипед с передачами! Хотя бы с тремя.
  2. При педалировании следите за усилием, которое прилагаете — оно не должно быть чрезмерным. Педали всегда должны вращаться легко, без усилий, Вам не нужно давить на них, только слегка нажимать. Если усилие возрастает — следует переходить на более низкую передачу. Контролировать это достаточно просто — каданс, частота вращения педалей — должен быть около 60 оборотов в минуту. Если каданс выше (педали вращаются слишком легко), передачу надо повышать, если ниже (слишком трудно) — нужно переключиться на более низкую передачу.
  3. При поездках более часа — следите, чтобы у вас обязательно был с собой запас воды. Пить на велосипеде необходимо до того, как вы начнете испытывать жажду — это гарантирует, что в коленном суставе будет достаточно жидкости смазывающей хрящи при движении.

Обязательно соблюдайте эти нехитрые правила — велопоездки должны причинять радость и наносить пользу вашему здоровью, а не наоборот. 🙂

Много раз мне приходилось слышать об опасности поездок на велосипеде по дорогам большого города.

В этом, несомненно, есть доля истины и довольно значительная.

Наши города и их дороги не отличаются ориентацией на комфорт и безопасность велопоездок.

Отсутствие велодорожек, культуры внимательного вождения, пренебрежительное отношение водителей к велосипедистам,  может существенно поубавить энтузиазма начинающему велолюбителю.

Однако, отчаиваться не стоит.

В большинстве случаев можно найти вполне приемлимый и безопасный маршрут «дом — работа — дом».

Помните — одно из основных преимуществ велосипеда — не обязательно двигаться по проезжей части вместе с машинами. Парки, свободные тротуары, пешеходные площади, уютные бульвары — вполне могут составить большую и самую приятную часть вашего пути.

Нужно:

  • тщательно продумать маршрут;
  • заручиться поддержкой и советом продвинутых велосипедистов;
  • ознакомиться с основными правилами поведения велосипеда на дороге (по-крайней мере запомнить, что делать категорически нельзя);
  • внимательно и неспеша совершить несколько тестовых поездок (для первого раза можно даже в компании более опытных товарищей);

Особенно увлекательно — если получится совершать поездки туда и обратно по разным маршрутам.

Что любить?

Если не вдаваться в соблазнительные детали, то все существующие велосипеды можно разделить на две большие группы по характеру применения: первая — велосипеды, как транспорт, вторая — велосипеды, как спортивный снаряд.

В силу характерных зигзагов истории, особенностей менталитета, велосипеды, как городской транспорт не особенно прижились на просторах бывшего СССР. Использование велосипеда как ежедневного массового девайса здесь является приметой исключительно сельской местности. Отсюда  вытекают и особенности развития. Дорожный велосипед в нашем представлении — это всегда удрученная жизнью, дьявольски тяжелая, скрипучая колымага, главным достоинством которой есть способность отвихлять максимальное количество лет без особенного технического обслуживания. О возможности переключать передачи целевая аудитория таких велосипедов кажется не задумывается в принципе. Как и том, что ежедневные рутинные поездки на велосипеде могут быть значительно комфортнее.

В силу этих, а может еще каких-то причин в местных городских культурах сложилась странная ситуация полного отсутствие велокультуры.

Буквально именно так — практически отсутствует массовый опыт ежедневного использования велосипеда как транспорта.

Говоря “массовый” я представляю картинку, когда утром из вашего подъезда выкатывается по крайне мере один велосипед на каждые десять припаркованных машин.

Городской традиции использования велосипеда как транспорта — нет.

Отношение среднего горожанина к велосипеду колеблется где-то в районе понятий “спорт” и “несерьезная забава”.

Хотя, сказать, что на улицах городов совсем уж нельзя встретить велосипедиста — нельзя.

Но, как правило отношение к велосипеду в городах очень полярно — с одной стороны — это серьезные спортсмены и оголтелые фанаты двухколесного движения — с другой — люди, которые вообщем-то не сильно задумываются о том, на каких именно велосипедах они ездят.

Рядовой же горожанин не утруждает себя интересом к велосипеду вообще.

На городские дороги людей с велосипедом выводит или фанатизм или необходимость.

Или ты фрик, или нищий. Где-то так.

Применение велосипеда для перемещения по городу из соображений практичности — скорее исключение.

А между тем…

Между тем — есть огромные национальные велокультуры, например, французская и итальянская, с совершенно особым отношением к велосипеду, с любовью к  шоссейному велоспорту граничащим с фанатизмом. Немецкая, голландская, скандинавские культуры, где велосипед — самый распространенный вид транспорта. Где понятие “велосипед на каждый день” доведено до совершенства.

Практичные в эксплуатации, удобные, как диван, безопасные, продуманные до мелочей.

Эти чудеса инженерной мысли предназначенные для поездок в повседневной одежде, с почти необслуживаемой механикой, к сожалению, доезжают до нас в единичных экземплярах.

А ведь во многих странах мира велосипед является самым массовым видом транспорта.

Люди выбирают для себя велосипед, потом что это недорого, удобно, модно, приятно и полезно.

Лично мне велосипед кажется одним из самых удивительных изобретений.

Это одновременно и развлечение и транспорт. Он может быть предметом первой необходимости и предметом роскоши.

Может сочетать удовольствие и практичность, может быть предметом культа и фетиша, а может не требовать особенного внимания и обслуживания.

Велосипед может быть удивительно разным.

Перечислим основные типы и подтипы велосипедов.

  1. Дорожные, односкоростные.

Велосипеды для регулярных поездок на небольшие расстояния с комфортной посадкой. Могут быть использованы для перевозки легких грузов. Обычно оборудуются багажниками. Не подходят для местности с сильными перепадами высот. Неприхотливые и недорогие.

  1. Комфортные городские велосипеды:
  • ситибайки с жесткой или мягкой вилкой, с комфортной вертикальной посадкой и, чаще, планетарной системой переключения передач. Отлично подходят для поездок в повседневной одежде

  • скоростные ситибайки, с прямым рулем, более агрессивной посадкой, жесткой вилкой, иногда с планетарной, иногда с обычной системой переключения передач — предназначены для быстрого перемещения по асфальту на небольшие расстояния

  • круизеры (совсем прогулочные велосипеды, предназначены для расслабленного развлекательного катания с небольшой скоростью, обычно очень вычурного внешнего вида, могут быть как с передачами, так и без). Не предназначены для длительных поездок

  1. Горные велосипеды
  • классические MTB (Mountain bike, cross-country) с колесами 26 или 27.5 дюймов, с мягкой вилкой, чаще дисковыми тормозами, комфортной посадкой. Предназначены для поездок по пересеченной местности со сложным рельефом. Не очень практичны на асфальте из-за покрышек с агрессивным, “злым” протектором. Существует большое количество подтипов.

  • трейловые велосипеды — универсальный вариант mtb велосипеда предназначенный для длительных, максимально комфортных поездок по сильно пересеченной местности, оснащаются задним амортизатором с небольшим ходом. обвесом высокого уровня. Довольно дорогие. В городе — на таком велосипеде можно прыгать по бордюрам и лестницам.

  • “найнеры” — MTB велосипеды с колесами и покрышками увеличенного диаметра. 28-ми дюймовые колеса с широкими покрышками. 29 (“twenty nine”) дюймов по внешнему краю покрышки. На мой взгляд самый практичный велосипед, если вам хочется сочетать некоторую спортивность с ежедневными поездками. Прекрасно подходит для длительных поездок. Отлично идет по пересеченной местности. Установка менее “злых”, но объемных (“баллонных”) покрышек делает найнер удобным и практичным велосипедом для асфальта. Увеличенный диаметр покрышек и колес делает ход велосипеда более комфортным и предсказуемым. Если вы привыкли к обычным колесам на 26 дюймов, найнер обязательно удивит вас. Может показаться слишком большим для велосипедиста невысокого роста, но это не так. Мягкая вилка с локаутом (возможностью блокировать ход вилки) делает такой “велосипед универсальным солдатом” — велосипедом на все случаи жизни. Подходит для ежедневных, развлекательных и спортивных поездок. Не требует особых навыков в управлении. Может быть не совсем удобен для поездок в повседневной одежде. Бывают как совсем дешевые, так и очень дорогие, спортивные модели.

  • гибриды — велосипеды сочетающие свойства MTB и дорожного (шоссейного) велосипеда. Прямой руль, колеса большего диаметра — 28 дюймов, более тонкие универсальные покрышки, приспособленные для езды и по асфальту тоже. Довольно практичны для города, позволяют сходить с асфальта и кататься по лесам и проселочным дорогам. В последнее время вытесняются найнерами, как более универсальными решениями.

  • downhill — узкоспециализированные велосипеды для отдельной дисциплины велоспорта — скоростного спуска. Очень дорогие. Характеризуются наличием заднего амортизатора, широких, очень прочных колес, мягкой вилки с большим ходом. В городе — бесполезны.

  1. Шоссейные велосипеды и их новые родственники
  • классические шоссейники (road bike) — короли асфальта. Велосипеды для шоссейных велогонок. Характерные признаки — гнутый руль “баран”, очень легкий вес, тонкие колеса с высоким давлением, жесткая рама. Скорее спортивный снаряд, чем транспорт. За тягу к скорости приходится расплачиваться комфортом — низкая, аэродинамическая посадка, жесткий ход, полная передача вибрации от дорожного полотна к телу велосипедиста. Самые быстрые велосипеды. Требуют особых навыков в управлении. Низкая посадка неудобна при небольших скоростях, снижает обзор, сильно нагружает кисти рук. Непрактичны — поездка в обычной одежде некомфортна. Не подходят для использования вне асфальтовых дорог.

Хороший ликбез на тему велосипедов с бараном вообще.

  • разделочные велосипеды и велосипеды для триатлона — это скорость, скорость и скорость. Еще более заточенные на скорость варианты шоссейного велосипеда. Характеризуются установкой руля типа bullhorn — ручки руля выгнуты вперед, лежака (дает возможность ехать опираясь на локти, а не на ладони). Карбоновая сверхлегкая рама, очень узкие колеса и покрышки. Очень дорогие. Требуют особенного обслуживания и высокого качества дороги. Спортивные снаряды. Не предназначены для ежедневных поездок в городе.

  • циклокроссовые и гравийные велосипеды — довольно близкие родственники шоссейного, но предназначены для пересеченной местности и недружелюбного дорожного покрытия. Циклокросс — специализированный велосипед для велокросса — кольцевых гонок по пересеченной местности.

  • Gravel-bike — конструктивно похож, но может не соответствовать требованиям спортивных организаций, поэтому еще более прочный и проходимый.

Обладают усиленными и широкими колесами, более комфортной геометрией, и удобством посадки, чем шоссейные велосипеды. Достаточно универсальны, могут использоваться на асфальте и на грунте. Ширина покрышек снижает вибрацию и повышает проходимость.

  • туристические велосипеды (туринги) — велосипеды для путешествий. Предназначены для длительных, многодневных походов, перевозки большого количества багажа. Комфортны, надежны. Устойчивые, длинные, преимущественно стальные (иногда даже титановые) рамы. (Сталь тяжелее алюминия, но гасит мелкие вибрации, чем добавляет комфорта в долгой поездке). Предусматривают возможность установки крыльев, нескольких багажников. Руль обычно “баран”, как у шоссейного, или “бабочка” — сложной формы — позволяет использовать множество разных хватов рук.

  1. Фэтбайки (fatbike) — веломонстры и вездеходы. Могут продолжать ехать там, где все остальные велосипеды придется нести на себе. Велосипеды с покрышками от 3,5 дюймов шириной (обычно 3,8 — 4,0). Очень интересны. Прощают многие ошибки (удивительно устойчивы), максимально комфортны, невероятно проходимы, фактически — дают возможность кататься где угодно. Несколько ограничены в скорости (долго держать скорость больше 25 км/час на асфальте не получится). Но, при транспортном катании — больше и не нужно. Дороже в обслуживании — требуют некоторых специальных компонентов.Обладают потрясающим Вау-фактором — неизбежно привлекают к себе массу внимания окружающих. Рекомендуются к обязательному опробыванию, особенно если вас не устраивает тряска и вибрация на обычных велосипедах. Этим и опасны — возвращаться обратно уже не захочется.

  1. Электровелосипеды

Велосипеды с электрическим приводом. Наследники мопедов. Получают все большее распространение с развитием технологий. Удобны, практичны. Отлично подходят для ежедневных поездок по делам. Позволяют не потеть и легко преодолевать подъемы. Здесь не рассматриваются.

Если вы впервые входите в веломир, то ваши глаза имеют право разбегаться, а сомнения вопрошать.

Но все не так сложно — пугающее разнообразие выбора сводится в конечном итоге к балансировке основных факторов:

— комфорт;

— скорость;

— практичность;

Попробуйте решить для себя — чем будет для вас велосипед: спортом, транспортом или развлечением. Будет он конечно всем этим одновременно, но первоначальный уклон стоит предвосхитить заранее. В ходе распробывания, ваши вкусы наверняка изменятся. Уже после первого сезона активного катания вы будете твердо уверены “что бы вам хотелось еще” и появится масса пожеланий к велосипеду, вплоть до покупки нового.

Изначально я бы рекомендовал горожанину обратить свое внимание на ситибайки с планетарными втулками (комфортные или скоростные — уже на ваш вкус), как самые простые в использовании и нехлопотные в обслуживании или на недорогие модели “найнеров” — на мой взгляд — это самый универсальный велосипед в данный момент.

Зачем любить

Почему? Что такого в этом велосипеде?

Попробуйте ощутить это. Попробуйте прожить удивительный момент, когда ваше тело, привыкая к новым правилам движения вдруг станет сливаться с инородным вроде бы механизмом в одно целое. Попробуйте понять, как человеческий интеллект овеществленный через чертежи и металл становится новым органом вашего тела.

Почувствуйте, как медленно исчезнет внутренняя лень от каждого оборота педалей. Как живой, чистой радостью движения наполнится каждая секунда контакта.

Ощутите красоту преобразования энергии ваших мускулов в стремительный полет над асфальтом. Поймайте удовольствие даже в тяжелом труде преодоления подъемов — как вы, словно насмехаясь над гравитацией, вжимая педали вниз, возноситесь на вершину.

Вкусите эту смену правил игры, небольшое подчинение времени и пространства своей воле и своим собственным силам, пусть и только в вашем маленьком личном микрокосме.

Любить сильно

Уметь кататься на велосипеде и не знать про бреветы, на мой взгляд, не совсем справедливо.

Бревет — это крайняя форма выражения любви к велосипеду.

Это можно сравнить с безумством влюбленного, способного ночь напролет петь серенады под балконом обожаемой девы.

В далеком 1904 году французские любители велосипедов создали известный теперь на весь мир клуб “отчаянных” (Audax Club parisien). Страсть к длительным велопрогулкам (randonnée) привела к появлению “бреветов” — любительских веломарафонов “на выживание”. Под “выживанием” понимается, что целью бревета не является — “быть первым на финише”. Целью является — “быть на финише в принципе”. Но не позже определенного времени. За прохождение любого бревета велолюбитель получает право называться  “радоннером” и медальку. Бреветы бывают на 200, 300, 400, 600 и 1000 км. И — заветная мечта многих веломаньяков — легендарный бревет Париж-Брест-Париж в 1200 км, который, как Олимпиада случается только раз в четыре года.

Бреветы и вообще — сверхдальние велопоездки — удовольствие, конечно, не для всех.

Хотя, если вы можете проехать за 5 часов 100 километров (что достаточно несложно), то преодоление первых 200 километров — вопрос более психологии, чем физической подготовки.

Дальние велопоездки дарят нам пять простых и важных вещей:

  1. Уйти
  2. Быть в дороге
  3. Преодолеть себя
  4. Устать
  5. Вернуться

Это очень краткая, но весьма действенная модель перезагрузки психики — простые правила дороги, возможность остаться наедине с собой, возможность быть в процессе.

Это удивительный “дзен” дороги, пробегающей внизу, под колесами — особая форма медитации. Затяжная экскурсия в себя.

Это поиск ответа на вопросы о смысле пути, значении всего, что нам дорого. Это и великий ответ, приходящий рано или поздно к каждому — что смысл обретается только так и только там — в промежутке между принятием и исполнением решения.

И вернувшийся с первого бревета — уже знает зачем ему это было нужно.

Прошу Вас — попробуйте подарить себе эти простые вещи:

радость пути,
удовольствие устать,
счастье вернуться.

Иногда — не только домой, но и к самому себе.

***

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Григорий Кудрявцев

Комменты Facebook

Disqus (0)

bikeincity

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: