Bike in City

Хомяк в колесе. Как с нуля проехать 1200 километров.

Шелест покрышек по асфальту разгонял ночную тишину. Группа рандоннёров в составе четырех человек продвигалась по областной дороге — позади было уже двадцать часов почти непрерывного кручения педалей и около четырёхсот километров. Редкие машины, словно поезда метрополитена, проносились мимо и освещали кусок “тоннеля” по которому двигались велосипедисты — всего лишь для того, чтобы подсветить несколько ям из их бесчисленного количества на дороге, напоминающую поверхность Луны. До спального КП оставалось еще километров двадцать, а моральный дух группы уже был не на высоте — сонливость нагоняла, ремонт прокола забрал кучу драгоценного времени. Хорошо что хоть с погодой повезло — сухо и не холодно, крутить в таких условиях было достаточно комфортно и вроде дела налаживались… Черт! Опять прокол… Ремонт… Велосипед лежащий на боку и фара, освещающая лесопосадку у обочины, нагоняет странной, кинговской мистики. Блин, а как же хотеться спать…
Попытка залатать уже третий по счету прокол в ночи. BRM 600 «Шевченків край» 2018 год.

Дисклеймер: данный материал носит развлекательный характер. Не повторяйте этого дома. Все, что будет описано в этом (и последующих отчётах) — это сугубо мои ощущения от езды на дальние дистанции. Если вы захотите учавствовать в чём–то подобном — трезво оценивайте свои силы. А если после прочтения вы однажды обнаружите себя крутящим педали в какой-нибудь глуши, под дождём, пытаясь успеть на закрывающуюся контрольную точку, что ж — желаю вам удачи.


Краткий глоссарий:

Бревет (фр. brevet) — организованный зачётный (с лимитом времени) велозаезд на длинную дистанцию.

Рандоннёр (фр.randonneur) — велосипедист, который берет участие в специализированных заездах на дальние дистанции, под названием “бреветы”

Суперрандоннёр — велосипедист, который преодолел в одном сезоне бреветы с дистанцией 200, 300, 400 и 600 километров в официальный зачет ACP.

ACP —Audax Club Parisien — парижский велосипедный клуб, проводящий и курирующий проведение велосипедных марафонов на дальние дистанции.

Поехали, покатаемся! — фраза, которая произносится своим приунывшим попутчикам после любого привала на дистанциях «где-то» после трехсотого километра.


Приключения. Именно это слово подойдет для описания любого бревета. Я езжу дальние дистанции в основном не из желания проехать как можно больше километров (хотя без этого тут никуда), а что бы насладиться ощущениями, которыми щедро одаривает Дорога (именно так, с большой буквы). Это и общение с попутчиками обо всем на свете; длительное молчание, когда группа едет в одном ритме, а все темы для разговоров исчерпаны; проводы закатов и встреча рассветов в седле (особенно после долгой, кажущейся практически бесконечной, ночи кручения педалей), внезапные дожди и попытки от них убежать; встреча других велосипедистов на пути (с которыми можно перекинуться парой слов); придорожная кафешка/забегаловка/ресторан, где можно вкусно поесть, (после второй сотни километров любая еда будет необычайно вкусной), прекрасные пейзажи, попытки наверстать потерянное время, чтобы уложиться в лимит времени и получить «зачёт» о прохождении дистанции — все это только малая часть того, что попадается и случается на дороге.

Велосипедист должен страдать. Если он не страдает, то значит он не едет…

Со временем, езда в гору начинает доставлять больше удовольствия, чем стремительные спуски. BRM 200 «Букринский плацдарм» 2017 год

Меня зовут Егор и я — рандоннёр. *Слышно редкие хлопки из зала* За два года участия в велосипедных марафонах, я повидал много чего интересного, и накопил определеный опыт езды на дальние дистанции. В этой вводной заметке-статье, для тех, кто не в курсе, я расскажу вам, что такое “бреветы”, и что из себя представляют велосипедные марафоны на дальние дистанции: кто такие рандоннёры, вкратце расскажу историю рандоннёрского движения,  упомяну про украинское бреветное-комьюнити, и что необходимо сделать, что-бы проехать свои первые 200 километров за один присест (спойлер: просто ездить. Немножко больше чем два раза в неделю =)). Все это для того, что бы ввести вас в курс дела, и плавно подвести свой рассказ к моим приключениям на квалификационных заездах и основной серии. А после — принять участие в главном событии всех рандоннёров мира: веломарафоне на 1200км «Париж-Брест-Париж».

Планы на этот сезон у меня наполеоновские — пройти проехать сквозь огонь квалификацию, воду основную серию, и медные трубы марафон на 1200 километров (подробнее про квалификацию и основную серию расскажу чуть далее). Итого: 4200 “официальных” километров, которые попадут в зачёт благодаря бреветам при успешном преодолении дистанции за определенный лимит времени. Сколько будет неофициальных — трудно сказать. Но тоже немало, поскольку здесь действует простое правило — чтобы ездить, надо ездить. Что из этого получится, и какие приключения будут ждать меня на пути — об этом я расскажу в ходе своего продвижения по квалификационной и основной серии. Париж ждёт. “Нада ехать!” (с)

Дорога на Трахтемиров. BRM 200 «Столиця гетьманів». 2018 год. Фото — Денис Симковский.

Introduction
В последние пару лет наблюдается стабильный прирост количества людей, которые хотят попробовать свои силы в велосипедных марафонах — это привлекает многих по той причине, что это не гонка в классическом понимании — серьезный спорт требует вложений и подготовки, и мало у кого находиться достаточно времени, чтобы посвящать 24/7 тренировкам, и подготовкам к соревнованиям. На марафонах все чуточку (совсем чуточку) проще — есть определенная дистанция, и лимит времени, в который нужно вписаться. Любой человек, который увлекается велоспортом и катается чаще, чем два раза в неделю, иногда делая вылазки на дистанции под сотню километров, может смело попробовать проехать какую-нибудь двухсоточку. Решение потратить на участие в веломарафоне денёк-другой иногда становиться достаточно неплохой идеей — ведь это хорошо “перезагружает” мозг. Конечно, не всем зайдет такой формат поездки, кто-то вообще посчитает эту двухсотку своим максимумом и вернется к обычному катанию на расстояния до сотни километров. Но те, кого затянет, и он пойдет (точнее, поедет — дальше и больше) — поверьте, вы удивитесь, когда узнаете, насколько глубока кроличья нора. Здесь, я пожалуй прерву свои псевдофилософские рассуждения, и расскажу вам немного про историю возникновения рандоннёрского движения.

Основная информация:
Дата старта: 18-е Августа 2019
Место старта: Bergerie Nationale, Rambouillet, France
Протяженность: 1,200км
Набор высоты на маршруте: 11616 м
Количество участников: 7,600

Однажды, французским катальцам надоело ездить короткие гоночки, и они замахнулись на нечто покрупнее: в 1891 году прошла одна из гонок на 600 километров — неплохое испытание стойкости духа, оборудования и выносливости. Заезд такого масштаба быстро захватил умы зрителей, и любые новости с полей, которые печатали газеты, жадно поглощались и будоражили воображение. Хитрый владелец газеты Le Petit Journal, заметив, что выпуски газеты с отчетами о гонках разлетаются как горячие пирожки, анонсировал гонку, которая была еще сложнее: 1200км к берегам Атлантики, Париж-Брест-Париж.

400 человек зарегистрировались, 200 безумцев вышли на старт и всего лишь 100 человек смогли добраться до финиша. Победителем стал Чарльз Терронт (Charles Terront), ставший любимчиком французских болельщиков, который вернулся в Париж спустя 72 часа после старта, преодолев эту фантастическую дистанцию.

Победитель Чарльз Терронт проезжает через Saint-Brieuc на первом в истории марафоне «Париж-Брест-Париж» в 1891 году. Источник: Wikimedia Commons

Из-за трудностей организации и проведения заезда такого масштаба, следующая гонка произошла спустя десять лет, в 1901 году и снова ее организация была под крылом теперь уже редактора другой газеты, Генри Десгранжа (Henri Desgrange). Гонки проходили каждые десять лет — версии 1911 и 1921 года особо ничем не отличались, а в 1931 году была анонсирована категория “touriste-routieres” — для любителей-энтузиастов которым (в отличие от профессиональных гонщиков) было запрещено оказание поддержки на пути. Рассчитывать необходимо было только на себя — помощь третьих лиц была ограничена. Энтузиасты не сильно оценили такое отношение к себе, и клуб Audax Club Parisien (кстати, варианты перевода слова “Audax” — “дерзкий”, “смелый”, “наглый”) принял решение повлиять на такое положение вещей.

Поэтому,  ACP анонсировали свой бревет, длинной 1200 километров — из Парижа в Брест и обратно — в тот же самый день, и по тому самому маршруту, что и у профессиональных спортсменов. Лимит времени для прохождения всей дистанции был установлен на отметке в 96 часов, и к участию допускались абсолютно все (даже женщины, что для тех времен было не сильно распространено), кто соответствовал требованиям и прошел квалификационный отбор либо имел в своем зачете бревет на 300 км. Первый “рандоннёрский” Париж-Брест-Париж в 1931 собрал 60 человек — так и было положено начало всей этой движухе. “Про” версия ПБП для гонщиков в последний раз проводилась в 1951 году — все из-за плотного графика других гонок в августе,  попасть на которые стремились многие спортсмены — из-за этого они и пропускали ПБП. Конкуренцию Audax Club Parisien составил другой клуб: Union des Audax Francais, со своей версией ПБП (да сколько можно этих версий было делать?). На данный момент, “каноничной” версией ПБП считается событие от Audax Club Parisien, которое будет проходить уже в этом, 2019 году.

Группа рандоннёров на маршруте ПБП. Фото: www.apidura.com

Квалификация

Для того чтобы попасть на ПБП, необходимо пройти так называемый отбор-квалификацию — в год перед марафоном проехать дистанции 200, 300, 400 и 600 километров (и уложится в отведенный лимит времени, у каждой дистанции свой) за год до проведения ПБП (это откроет доступ к пререгистрации на событие) и точно такой же набор квалификационных заездов с апреля по май (чтобы окончательно туда зарегистрироваться). Просто выгрузить трек со “стравы” недостаточно — обязательным условием получения зачёта о прохождении бревета является участие в официальном заезде, где ведутся отметки о посещении КП (контрольных пунктов) и учёт времени.

У каждой дистанции, как я уже говорил ранее, есть свой определенный лимит времени, в который нужно уложиться, дабы получить официальный зачёт. На дальних (как правило) точках маршрута расположены так называемые «контрольные точки», которые обязательно надо посетить. Подтверждением о прохождении КП может быть, например: волонтёр, который поставит отметку в бреветную карту, чек из магазина с адресом населенного пункта, фото себя и велосипеда на фоне местности, по которой можно будет понять где вы находились. Вариантов масса, все может варьироваться от желания организатора заморочиться. Если вы по какой-то причине не вписались в лимит (неважно, будь то прокол, поломка или просто медленно ехали) — се ля ви, и в заключительном протоколе напротив вашего имени будет стоять отметка OTL (Out of Limit). Пропуск контрольной точки тоже будет причиной для «незачёта». Но не стоит думать что нужно проехать как можно быстрее. Ниже таблица, в которой указаны официальные лимиты времени для дистанций:

200 км 13 часов 30 минут
300 км 20 часов
400 км 27 часов
600 км 40 часов
1000 км 75 часов
1200 км 90 часов

Как вы можете заметить, лимиты достаточно лояльны (для тех кто знает, что делает =) ) — но стоит помнить, что часики тикают независимо от того, едете вы или нет. Двигаясь быстрее, вы отыгрываете себе время на отдых, сон и приемы пищи. Конечно, если у вас хватает опыта и сноровки, и вы точно знаете, что делаете, то никто не мешает вам проехать двухсотку за каких нибудь 7 или 8 часов (а некоторые делают это еще быстрее) — но для этого надо иметь достаточный уровень подготовки и опыт.

Бреветная карточка с отметками о прохождении КП. BRM 200 «Букринский плацдарм» 2017 год

Всей организацией занимаются клубы (практически в каждой области Украины есть свой), которые проводят свои заезды, ведут учёт участников и времени, решают организационные вопросы и прочее. Украинское комьюнити рандоннёров обитает на randonneurs-ua.org — анонсы, календари событий можно найти там. На данный момент насчитывается 16 украинских клубов, которые регулярно проводят заезды в зачёт ACP, и вам не обязательно привязываться к какому-то конкретному клубу — при успешном (или нет, хаха) преодолении дистанции информация о вашем результате попадёт в общую базу, и будет использоваться против вас в суде при подаче заявки на медали/регистрацию на ПБП. В конце каждого бревета, есть возможность заказать из Франции памятные медальки (которые приезжают аж зимой) — за каждую дистанцию своя, а раз в 4 года (как раз после проведения ПБП), полностью меняется их дизайн.

на фото выше: дизайн медалей 2012-2015 годов (слева) и 2016-2019 (справа)

Теперь самое интересное — дистанции и как их ехать. Для большинства людей, информация о расстоянии маршрута больше двухста километров — вызывает некое подобие “белого шума” в голове. Фраза “Мы тут на днях шестисотку катнули, на велосипедах” ставит собеседника в ступор, после чего он задает вопрос из разряда: “Наверное неделю ехал?”. Как уже было замечено ранее, лимит на 600 километров составляет ровно 40 часов. Как ты будешь ехать все это время — отдыхать у каждого столба и приедешь под лимит, или ввалишь всю дистанцию за двадцать-двадцать пять часов (а есть и такие роботы) — зависит только от тебя и твоего здоровья. На этом моменте, наверняка многие подумали: “Да ну нафиг я никогда столько не проеду”. Воу воу, стоп. Все мы когда-то начинали с каких-то маленьких дистанций, и постепенно их увеличивали — кому-то и двадцать километров сначала казались огромной дистанцией, а про преодоление какой-нибудь сотки вообще ходили легенды. Понятно, новичкам, которые только сели на велосипед, соваться на дистанцию в 200 км очень нежелательно и даже вредно. Период базовой адаптации организма к таким нагрузкам обычно может занять год-другой — и весь этот год-другой вы будете ездить расстояния до сотни километров, постепенно приучая организм к кручению педалей. Когда дистанция “около соточки” перестанет быть для вас чем-то сверхъестественным и вы проникнетесь атмосферой путешествий и долгого нахождения в седле — вот тогда и стоит попробовать поднять планку. Поверьте, это будет очень удивительный “экспириенс” — особенно на 200-ке, когда вы проедете сотню километров, и осознаете, что это только половина.

Дорога в Сухолучье. BRM 400 «Полісся», 2018 год.

Подготовка
По своей натуре, я достаточно ленивая жопа, и никогда специально никогда не уделял времени тренировкам. Так было и прошлые два года, когда я проезжал все серии бреветов. Средний накат в неделю был около 150км — отмечу, что я никогда не был любителем ленивой езды, и честно “страдал” в горочки, пытаясь выехать на них достаточно быстро, но систематического подхода не было — главным для меня тогда было выбраться хотя бы пару-тройку раз проехаться в будние дни, а на выходных (и то не всегда) вальнуть куда-то подальше. И этого было вполне достаточно — поучаствовать за год в 4-х ивентах (напомню, что это 200, 300, 400 и 600 км) удавалось практически без проблем. Теперь же, в год ПБП, необходимо проехать отборочную серию, которая начнётся вот уже совсем скоро — первый, 200км бревет от клуба Kyiv Bicycle Club запланирован уже на 13 апреля. Если бы моя подготовка была точно такой же, как в прошлом году, то я бы наверняка на первом же марафоне откинул бы копыта — обычно я начинал выкатываться по чуть-чуть(!) только в апреле. Но, отчаянные времена требуют отчаянных мер — и в этом сезоне я впервые попробовал походить на “сайкл”. Специально для “упорантов”, которые собрались ехать ПБП, была собрана группа желающих бодро начать сезон, для занятий в студии сайкла на Киевском велотреке — с тренером Егором Панченко из Cycling Brothers. У него большой опыт как в участии на соревнованиях в качестве гонщика, так и в плане консультаций и персональной тренерской подготовки кого-бы то ни было. У него индивидуальный подход к каждому, вне зависимости от того, сколько вы катаетесь. Главное знать, чего вы хотите от тренировок. Первый вопрос, который задал мне Егор на первой же тренировке, был: “Чего ты хочешь добиться?”. Как, как — чего? “Проехать ПБП!” — ответил я. И пошла жара.

График пульса (слева) одной из моих тренировок в начале февраля. Пики, которые вы видите — были сделаны на максимальном ускорении в течении 10 бесконечных секунд.

Последняя, самая сложная тренировка (правый график). Разогрев, растяжка, выход на рабочий пульс, а после: 4 раза по 5 минут на пульсе 170. Под конец достигается полнейшее просветление.

Ну как “пошла”. У меня был длительный перерыв с ноября месяца прошлого года, аккурат после киевской двухсотки — где моё левое колено дало о себе знать, отдавая неприятным “нытьём”. Зимой, я побывал у хорошего ортопеда, который после того, как глянул мой снимок МРТ, успокоил меня, сообщив, что ничего страшного нет. Пропив курс лекарств, и после занявшись лечебной физкультурой, я смог привести состояние своего колена в “удовлетворительное” и таки приступить к занятиям на сайкле в начале февраля. Первые тренировки были из разряда “дать организму понять, как крутить педали”, чуть позже — работа на выносливость, силовые интервальные тренировки с пульсом, улетающим “в потолок”. Шло время и я прям чувствовал прогресс — когда спустя два месяца в зале, я выбрался с друзьями покатать по горочкам на всем известном киевским шоссерам маршруте “Змиевых валов” то офигел, насколько просто мне даются подъемы. Так быстро в начале апреля я еще никогда не ездил. База была заложена, и надо продолжать тренировки — теперь уже на улице, благо погода потихоньку начала налаживаться. А что бы проехать ПБП, придется жить в седле…

Ремарка про здоровье
Обязательно обратите внимание на состояние своего организма— если у вас есть какие-то проблемы с суставами, а в частности с коленями, не поленитесь найти грамотного специалиста, который проведет осмотр и даст необходимые рекомендации по реабилитации (если такие понадобятся). Иначе, резкое увеличение нагрузок пойдет вам только во вред — если что-то пойдет не так, то на восстановление и лекарства вы потратите кучу времени и денег. И не факт, что вы сможете компенсировать полученный вред. Некоторые могут сказать, “да не, это не про меня!”. Не зарекайтесь. Маловероятно, что с вами что-то случится, если вы начнете серьезно увлекаться ездой на дальние дистанции — просто имейте это ввиду. Так же, могу порекомендовать пройти процедуру “байк-фита” — подробнее вы можете прочитать в статье Богдана Воеводина (ссылка тут, откроется в новой вкладке), он достаточно подробно там все описал. Если вкратце — то вас посадят на ваш велосипед так, как это удобно для вашего организма. Если вы считаете, что “да мне и так удобно” — замечу, что в большинстве случаев никаких проблем от неправильной посадки не возникает только в случае, если вы не часто, либо недалеко катаете. 200-300км разово вас не “скособочат”, если у вас нет серьёзных косяков в посадке. Если вы планируете ездить всерьез и надолго — задумайтесь про эту процедуру.

Столпотворение на старте BRM 200 «Букринський плацдарм 2018»

Lock and Load

Я долго еще могу расписывать про подготовку к бреветам, что надо взять с собой, на чём ехать, на что обратить внимание при подборе снаряжения… и растянуть это еще на пару страниц. Но поскольку главной моей целью в этом году для меня является участие в марафоне Париж-Брест-Париж, то я постараюсь рассказать о долгом и нелегком пути туда — постепенно, шаг за шагом приближаясь к цели: сезон однозначно будет непростым. Надеюсь у меня все получится. Кто любит лонгриды и отчёты о поездках — оставайтесь на линии, впереди будет много интересного! Возможно и вы когда-то загоритесь подобной идеей — а этот текст станет первой искрой, которая зажжет огонек авантюризма.  Уже в эту субботу, 13 апреля, состоится первый квалификационный бревет от Kyiv Bicycle ClubQualifications 200km. Маршрут достаточно простой (для тех, кто не филонил всю зиму), но это только начало. Да и никто не отменял присутствие “богини Хаоса” на пути, которая может подкинуть (и наверняка это сделает) абсолютно любые приключения. За сим откланяюсь, и до скорой (надеюсь) встречи на страницах Bike In City.

Upddate: первую историю похождений на отборочном бревете PBP Qualifications • 200 вы можете прочесть по этой ссылке.

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Єгор Струль

Комменты Facebook

Disqus (0)

bikeincity

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: