Рассказ Георгия Шварцмана о сборке отличного кантрийника на китайской карбораме занедорого.
— А если все с крыши будут прыгать, ты тоже прыгнешь?
…
— Ты что, гонял кантре?
— Не, это пацаны гоняли, а я рядом стоял!
…
Если в детстве у тебя не было велосипеда, а теперь есть куча денег, то купи себе, наконец-то, велосипед!
Вообще, с тех пор, как я активно ударился в велосипедизм, я думал, что моим следующим велосипедом будет шоссейник. Присматривал всякое на сайтах, прикидывал бюджет, фантазировал на тему — каково держать в руках руль-баран, брить ноги, и долбиться на кочках на 25-й резине. Однако, как известно, планирование и сбыча мечт – не моя сильная сторона. Я попал в кантрийный клуб любителей пощекотать нервы на грунтах, проникся духом и решил переделать свой корч во что-то более подходящее. Да, именно таков был первоначальный план. Я начал просматривать объявления о продаже всяких мтбшных рам, преимущественно карбоновых, и офигевать от цен. Рано или поздно, мне попались на глаза и китайские рамы, но тогда это было, скорее, из разряда «посмотрите, какая дичь».
Время идет, деньги понемногу копятся, а вместе с ними копится и уверенность, и мечта постепенно становится планом (см. выше). Тут и там проскакивают отзывы катальцев на китайских рамах, цены уже не кажутся такими дикими. Осеннее обострение вступает в свои права. Приближается акция 11.11 с дикими скидками на Алиэкспрессе. Овладевающими мной мыслями я регулярно делюсь в чатике BiC и на фейсбуке. Меня всячески подбадривают, постепенно я оставляю мысль апгрейдить старый байк, и все больше склоняюсь к сборке полностью нового.
За два дня до акции, 9 ноября происходит сразу две вещи: выходит статья о сборке велосипеда на китайской раме, где описывается положительный опыт, и в тот же день мне предлагают хорошие колеса по смешной цене. Осень в разгаре, у меня окончательно срывает крышу, я покупаю колеса и 11 ноября, нахоботивши купонов на алиэкспрессе, оформляю заказ на фреймсет: карбоновые раму, ригидную вилку, руль и подседел.
Конечно, это было чистой авантюрой за свои деньги. Интриги ситуации добавляло мое весьма смутное на тот момент знакомство с велосипедными технологиями, а значит, предстояли долгие зимние вечера за чтением документации, статей и форумов, изучение ассортимента алиэкспресса и барахолок. Постепенно я впитываю новые знания и вырисовывается концепция байка:
- Это должен быть велосипед для грунтовых покатушек и (в отдаленной перспективе) кантрийных гонок, но больше для фана и подходящий для такого краба как я. Универсальности, в плане конвертации под длительное катание по асфальту, не требовалось, т.к. к тому моменту у меня уже было два велосипеда – гибрид и ситибайк, которые с этой задачей справлялись.
- Компоненты должны быть надежными и неприхотливыми в обслуживании, в меру лайтовыми, чтобы не вешать на карбоновую раму откровенный чугун, но и не мега-дорогими гоночными, поскольку спортсменом я не являюсь и переплачивать за топовое железо нет смысла. Желательно использование более-менее стандартных и распостраненных компонентов, чтобы иметь возможность быстро найти на барахолке что-нибудь под замену.
На основе этого были сформированы некоторые критичные для меня требования:
- Трансмиссия 1х10 или 1х11 — имелся негативный опыт сношения с передними переклюками, ну и для неспешного катания такого более, чем достаточно.
- Бескамерная установка покрышек, благо уже были куплены колеса с ободами Сrest, на которые, как выяснилось, достаточно несложно установить бескамерно любую фолдинговую резину.
И, поскольку авантюра превращалась в интересный проект, появилось еще несколько хотелок, из разряда «было бы неплохо»:
- Итоговый вес до 10 кг;
- Итоговый бюджет до $1000;
- Вменяемый внешний вид, чтобы не выглядело совсем как ашан.
С этими мыслями я начал активно шерстить интернет-барахолки, изучая цены и подбирая железо. Тем временем, прошло уже несколько недель, а заказ все еще висел в состоянии «Ожидается отправка». Недоумевая, я вступил в переписку с продавцом, вспоминая незлым тихим словом все удивительные истории о ведении бизнеса с китайцами. Те долго кормили меня смайликами и отправили раму спустя больше месяца (!) после оформления заказа, как раз под новый год, вследствие чего рама ехала еще месяц. К тем же, кто купил такую же раму в середине января, посылка приехала недели через три. Тем не менее, меня это сильно не парило, поскольку подбор и покупка обвеса затянулись. Заодно сформировалась и визуальная концепция байка – черно-красная контрастная. Вилка, расцветку которой я выбрал случайно, к этому моменту успела стать (в некотором больном смысле) модной и знаменитой. Также уже был купленный когда-то комплект красных грипс, и подвернулись по демократичной цене шатуны с красной гарбаруковской звездой. Последней каплей стали увиденные где-то покрышки Maxxis с бежевым бортом. Чтобы купить их в Украине, пришлось поискать, но все сложилось хорошо.
В процессе подбора компонентов были и относительно неудачные решения. Главным образом, это был выбор 11-скоростной трансмиссии — выцепив по хорошей цене переключатель с манеткой, я не подумал, что хорошая 11-скоростная кассета стоит диких денег, а ставить самую дешевую с Алиэкспресса на нежный алюминиевый барабан китайской же втулки — затея не самая хорошая. Пришлось раскошелиться, в какой-то момент я даже подумал, что не впишусь в расчетный бюджет, но все обошлось. Сборка на трансмиссии 1х10 вышла бы заметно проще и дешевле, т.к. большое количество таких компонентов есть на вторичном рынке именно в связи с апгрейдами на 11 скоростей.
Кроме того, были нюансы с чейнлайном звезды и неправильной спицовкой колес, но это достаточно просто решилось и на результат не повлияло.
Итого, конфигурация велосипеда на момент написания статьи:
Фреймсет:
- Рама BXT-MTB-015;
- Вилка BXT-MF-001;
- Руль BXT carbon 720mm flat;
- Подседел BXT carbon, с небольшим оффсетом.
Все куплено у одного продавца на Aliexpress по акции в момент помутнения сознания =)
Система Shimano XT M8000 + звезда Garbaruk 36T oval — вторичный рынок завален хорошими системами шатунов разных производителей и годов выпуска, но, как правило, они под трипл. Первоначальный план был — купить систему под трипл, разбарахолить ее и поставить китайскую NW звезду. Но потом попалось объявление, где за те же деньги, за которые продавались триплы, предлагали б/у систему ХТ последнего поколения сразу со звездой Garbaruk.
Каретка Shimano XT MT800, BSA — новая, куплена с рук в рамках барахола групсета. Каретка «родная» под вышеуказанную систему, фен-шуй соблюдается, но частично фиаско, т.к. выяснилось, что в ней нестандартные подшипники, которые фиг найдешь.
Задний переключатель SRAM NX — куплен новым, по хорошей цене, в припадке жадности. Также, к нему найдена родная манетка недорого, вместе получалось дешевле, чем даже Shimano SLX 11ск. То, стоимость кассеты сводит на нет все веселье, я узнал уже чуть позже.
Кассета SunRace CSMS8, 11-42 — самый дешевый вариант из 11-скоростных кассет на двух пауках. Рассматривались варианты дешевле — Shimano SLX M7000, SRAM PG-1130 и китайская ZTTO, но там везде один паук на 3 самые большие звезды, а у меня нежный алюминиевый барабан. Кассета Shimano XT идет уже на двух пауках, но она стоит на 400-500 грн дороже, чем SunRace при минимальной разнице в весе.
Цепь KMC X11EL — недорогая цепь под 11 скоростей, с замком. Куплена у барыги с форума.
Тормоза Shimano BR-M445, гидравлика. По тормозам пришлось перечитать огромное количество информации, для себя решил, что XT и выше — эребор, Avid — сложно выбирать, бывают проблемы с надежностью, Formula — что-то неведомое, отзывов меньше, под концепцию не попадает вообще. В результате нашел эти б/у в хорошем состоянии, отзывы по этой модели, в основном, положительные. По цвету подошли.
Колеса на ободах Crest, втулки Turner BLK-20. Лайток, по втулкам отзывы осторожно-положительные, вроде без явной дичи. Нюанс по сборке, пришлось переспицовывать.
Роторы Hayes, куплены в нагрузку к колесам.
Покрышки Maxxis Ardent tanwall, 2.25+2.40 — бомбезный внешний вид, низкая цена, возможность бескамерной установки — все отлично. Немного избыточно злой протектор, но, учитывая мой хомячий скилл, лишний держак не помешает.
Седло и вынос пока стоят временные, это вопросы посадки, которые еще нужно будет подобрать.
Итоговый бюджет примерно $850 (около 23000 грн, без седла и педалей), вес 9.3 кг.
P.S. Выражаю благодарность Жене Педченко за консультации, Ивану Швыдко и Йульке Бу за золотые руки, и всем, кто что-то советовал или предостерегал.
Осталось научиться на всем этом ездить!
Комменты Facebook
Disqus (0)