Bike in City

12 простых правил безопасного движения в группе

Оригинал заметки опубликован Артемом Василенко в Facebook

Любой вид спорта приносит массу удовольствия, только тогда, когда вы приобретаете определенный опыт и не наносите вред себе и своей боевой технике. Катаясь на велосипеде вот уже более 16 лет, участвуя в различного рода спортивных мероприятиях, пробегах и многодневках, в многочисленных заездах за пределами нашего отечества, я приобрел массу опыта, который позволяет мне безопасно получать огромное удовольствие от любимого вида спорта.

Как и все любители, я, в том числе, делал массу ошибок и учился у своих старших друзей и профессионалов велоспорта день за днем все эти годы, соревнование за соревнованием. Наше драгоценное здоровье, жизнь, иногда запредельно дорогая техника — все это напрямую зависит от наших знаний и умений их применять. Поэтому, если моя статья поможет хоть одному человеку сохранить любовь к велоспорту и безопасно достичь новых успехов в этом виде спорте – я потратил свое время на написание этой статьи с пользой.

И так, ПЕЛОТОН

Пелотон – это большая группа гонщиков, в которой их слишком много, чтобы ехать упорядоченно. Так как не существует единства в том, каким должен быть порядок, каким должен быть темп, и как быстро гонщики в группе должны сменяться, некоторым гонщикам надоедает ехать на защищенной позиции в группе, и они устремляются в голову пелотона, желая оживить его. Все мы регулярно смотрим трансляции Giro d’Italia, Tour de France и другие профессиональные «покатушки»… Суть «сидения на колесе» проста: снизить ветровое сопротивление, прячась за спиной товарища. Это позволяет ехать быстрее, затрачивая при этом намного меньше сил чем велосипедист, «берущий» на себя весь встречный ветер. Чем меньше расстояние между велосипедами, тем меньше сопротивление воздуха, тем легче держать высокую скорость, а также увеличивается шанс врезаться в того, кто едет впереди тебя.

НО! Все участники этих соревнований профессиональные спортсмены, за которыми стоят не только годы тренировок, но и целые лаборатории и медицинские центры, многочисленные спонсоры и команды поддержки. Да и цели у них совсем другие, отличающиеся от наших любительских велопокатушек.

 

Наши же тренировки я бы назвал дружественными покатушками, где первоочередная цель любого – это оставаться в безопасности, а лишь на втором плане – хорошо провести время и набрать хорошую форму. В данном случае, соблюдение правил «вело приличия» и есть высшая степень профессионализма спортсмена любителя.

ПРАВИЛА ВЕЛО ПРИЛИЧИЯ:

1. ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ СВОЕЙ ЛИНИИ. Придерживаться своей линии – это один из наиболее важных навыков езды в группе. Когда вы едете в одиночку, то траекторию своего движения выбираете только с учетом конструкции дорог и препятствий на дороге. В группе же нужно ориентироваться на гонщика, который едет перед вами. Представьте себе, как плавают косяки рыб: они перемещаются как одно целое, при этом чудесным образом не задевают друг друга. Если группа перемещается вправо или влево относительно любых препятствий на дороге или поворотов, важно следовать за гонщиком, который едет непосредственно перед вами, не пытаться найти свою траекторию так как с каждой следующей парой время на реакцию уменьшается, и вы подвергаете опасности всю оставшуюся группу. В данном случае стоит отметить что, как и в правилах дорожного движения – «все участники дорожного движения в своих действиях вправе рассчитывать на выполнение всех этих правил всеми участниками движения», так и на велосипеде в группе, очень важно соблюдение всех правил всеми участниками группы без исключения. Ведущая пара, должна ехать так, как будто едет автомобиль с прицепом и начинать объезжать все ямы и дорожные препятствия заранее и «широко», чтобы едущий за вами велосипедист, следуя за вами, не мог попасть на него (желательно показывать с какой стороны находится опасность). Понимание того, что за тобой «след в след» на скорости едет еще 50-100 человек и более чем на 100000$+ различной «картонной» техники, должно сделать из вас самого примерного и ответственного велосипедиста.
2. СИГНАЛИЗИРУЙТЕ ОПАСНОСТЬ. Основные жесты хорошо известны из правил дорожного движения. Перед торможением поднять руку вверх, перед началом поворота – указать рукой направление поворота. Если вы объезжаете яму – покажите на нее рукой. В случае стекол, не только покажите рукой, но и крикните: «стёкло!» Увидели сигнал переднего – передайте этот сигнал назад, тем, кто может его не заметить от лидера колонны. Важно, лишний раз не помешает! Просто всегда сигнализируйте об опасности сзади едущим велосипедистам.
3. ЗАЩИЩАЙТЕ СВОЕ ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО. Проще всего устроить завал, когда вы едете в группе, зацепившись за заднее колесо другого гонщика своим передним колесом. Представьте себе полукруг, который описывает переднюю часть вашего велосипеда, и эта арка вокруг вашего переднего колеса должна быть священной. Если кто-то нарушит это пространство, переместитесь, чтобы защитить свое переднее колесо. Вы должны понимать, что даже если вы успеете среагировать на изменение движения впереди едущего во избежание «контакта», то скорее всего ваши резкие маневры создадут неизбежно опасную ситуацию для следующих за вами. Времени на реакцию у них может не остаться совсем, и вы станете причиной завала, в котором могут серьезно пострадать не только дорогие велосипеды, но и реальное здоровье ваших друзей по спорту.

 

4. ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЭФФЕКТА «ГАРМОШКИ». По мере того, как группа ускоряется или замедляется, ее общая форма меняется. Группа из четырех гонщиков в ширину и восьми «в глубину» может быстро стать группой по шестнадцать гонщиков в два ряда, или, что еще хуже, 32-х в одну цепочку. Это происходит потому, что не все гонщики ускоряются в одно и то же время, в одном и том же темпе. Задержка в реакции с каждой последующей «парой» приводит к тому, что гонщики в хвосте группы ускоряются позже, чем гонщики в голове группы. Чтобы остаться с ними, гонщики из хвоста вынуждены ускоряться более резко, чтобы наверстать упущенное. Когда же группа замедляется, то она сжимается, так как гонщики позади с каждой следующей парой имеют меньше времени на реакцию и начинают тормозить позже гонщиков впереди. По этой причине важно, чтобы гонщики в передней части группы замедлялись не больше, чем это необходимо и останавливались не раньше, чем это необходимо. Если хотя бы один гонщик остановится слишком резко, то это может привести к столкновению гонщиков позади. Точно такой же эффект существует и при скоростном спуске с горы, когда «нос» пелотона уже выехал на ровную часть и начал замедляться, а середина группы и «хвост» еще под действием земного притяжения и аэродинамического кармана продолжает ехать быстро. Эта ситуация дважды произошла в районе Вышгорода (не далеко от КПП) на прошлогодней Киевской Сотке. Фотографии окровавленных велосипедистов и поломанной техники можно найти в фото отчете мероприятия. Мало кому было до шуток, когда на скорости более 60 км\ч (дул попутный ветер) друг другу на спину начали один за другим налетать гонщики.

5. НА СПУСКАХ ДИСТАНЦИЯ БОЛЬШЕ. На спусках скорость еще больше и вероятность попасть в завал возрастает в разы. Вы должны трезво оценивать свои способности и не ставить экспериментов двигаясь в группе. Также, нельзя сдавать смены! В любом случае, на спуске стоит увеличить дистанцию до впереди едущего велосипеда (без торможения), строго соблюдать линейность движения, не делать никаких маневров, не отпускать руль, не питаться, не пить, не отвлекаться на вело компьютер. Желательно переключиться на максимально тяжелую передачу. Максимальная осторожность и концентрация на дороге! Замечание от Victoria Nesterova: На спуске, ведущая пара должна продолжать крутить педали.

6. ЛЕЖАК И ГРУППА. При движении в группе использование лежака ЗАПРЕЩЕНО и не имеет никакого смысла, а также представляет собой огромную опасность. Двигаться против ветра на лежаке — одно удовольствие, но есть пара сложностей. Во-первых, держась за палки лежака очень сложно управлять велосипедом, и тем более сложно сохранять линейность движения при порывистом боковом ветре (ударит потоком воздуха от фуры, и не успеете вырулить). А во-вторых, при падении трудно даже предположить куда могут попасть ваши палки и как покалечить кого-то из велосипедистов. Уважаемые триатлонисты! По большому счету, лежак стоит снимать при езде в группе.

7. ШЛЕМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШЛЕМА ПРИ ЕЗДЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО И ОБСУЖДЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ.

8. ПЕЙТЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ. Если вы собираетесь выезжать больше, чем на час, то вам нужно пить воду, чтобы восстановить жидкость, которую вы теряете через пот и дыхание. Уровень жидкости в организме важен для поддержания обмена веществ и сохранения пластичности суставов. Важно пить понемногу и регулярно. То, что вы пьете одной рукой, означает, что вы управляете, тормозите и переключаете передачи с помощью другой. Это очень важный навык – уметь удобно ухватить, пить и менять фляги, не глядя за тем, что вы делаете. Дополнительно хочу обратить Ваше внимание на то, что когда вы поднимаете корпус и отпускаете руль во время питья, то у вас ухудшается аэродинамика и вы невольно снижаете скорость движения и как результат «проваливаетесь» в группу. Контролируйте скорость и ее равномерность. Так же стоит отметить, что при движении с одной рукой на руле Вам не стоит пытаться тормозить потому, что при отсутствии второй руки на руле компенсирующей равномерное распределение вашего веса, при торможении у вас сложится руль и вы невольно упадете и послужите причиной завала. Со временем, возможно вы научитесь тормозить одной рукой на руле, но такие «эксперименты» лучше проводить вдали от группы! Брать флягу и ставить в подфляжник нужно не опуская головы и при этом смотреть только вперед. Потренируйтесь делать это на ощупь отдельно от группы.

9. ВЫПАДАТЬ ИЗ ГРУППЫ – ЭТО НОРМАЛЬНО. Большинство гонщиков выпадают в первые несколько раз, когда едут в группе. Много опытных гонщиков выпадут на ранних выездах в начале сезона, если они не в форме. Если вы новичок в езде в группе, то спросите где планируются места остановки или развороты, изменения маршрута, и постарайтесь ознакомиться с маршрутом до того, как вы поедете по нему. Имейте в виду, что большинство гонщиков в группе не поддерживают высокий темп все время. Если вы в состоянии, то сохраняйте высокий, но регулируемый темп после того, как вы выпадете: есть шанс, что темп группы упадет, и вы сможете догнать ее или отставших и организовать свою группу.

10. ЛИКВИДИРУЙТЕ ПРОСВЕТЫ, ОСТАВЛЕННЫЕ ДРУГИМИ. Если вы работаете в «вертушке», и гонщик впереди вас отходит в сторону, оставляя зазор больше длинны велосипеда, то быстрый способ завести друзей – это постараться закрыть просвет, если вы достаточно сильны, чтобы сделать это. Если темп слишком высок для ваших возможностей, быстро махните кому-то из гонщиков, давая понять, что вам нужна помощь. После сигнала покиньте вертушку и отступите назад.



11. ОСТАВАЙСЯ ЧЕЛОВЕКОМ. Оставайся человеком — соблюдай правила дорожного движения. Не выезжай в левый ряд, или хуже того, на встречную полосу, соблюдай правила построения группы. Если чувствуешь, что у тебя много сил – поставь передачку потяжелее и крути себе в удовольствие. И наконец, бери с собой аптечку. Тебе не понадобится — может, кому-то другому понадобится. Взаимопомощь (или, другими словами, сотрудничество, кооперация) — один из основополагающих факторов эволюции человечества.

12. ПУЛЬСОМЕТР. Учитывая наше общее стремление к безопасному достижению лучшей физической формы, хочу заметить, что использование пульсометра не только позволяет вам контролировать нагрузку на сердце во время тренировок и не перегружать его, но дает возможность получать очень важную информацию для выбора тренировочного режима. Большинство профессиональных спортсменов твердо уверены в том, что пульсометры (HRM — heart rate monitor) или измерители частоты сердечных сокращений являются наиболее полезными приборами, которые любой велосипедист должен использовать в своем тренировочном процессе. Современные модели пульсометров позволяют спортсмену оценивать уровень его подготовки и правильно определять нагрузку во время тренировки с высокой точностью. Такие пульсометры всего 15 лет назад были доступны лишь элитным велосипедистам. Лэнс Армстронг практически никогда не расстается со своим пульсометром. Он использует его в 90% гонок, чтобы постоянно контролировать нагрузку и восстановление после соревнований. Для Лэнса пульсометр является своего рода тренером, который сопровождает его на протяжении всей гонки.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ ПОВТОРЮСЬ: НЕ УМЕЕШЬ ЕЗДИТЬ НА КОЛЕСЕ — ЗАНИМАЙ МЕСТО В ХВОСТЕ ГРУППЫ И УЧИСЬ. НЕ ПОДВЕРГАЙ ОПАСНОСТИ ДРУГИХ. На любом из питстопов, можете подойти к любому из участников группы и попросить помочь вам разобраться с техникой езды на колесе. Я лично, всегда готов поделиться своим опытом и знаниями. Уверен, что любой из участников наших дружественных тренировок с удовольствием ответит на любой из ваших вопросов.

Оригинал заметки опубликован Артемом Василенко в Facebook

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Артем Василенко

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: