Bike in City

Millenium of Sumeria

Как стать миллениалом, родившись в 80-х? Не обязательно подключать машину времени, можно катнуть тысячу. Принять эликсиру молодости.
В моем случае это была Сумская тысяча. Крайне интересный и сбалансированный по сложности маршрут, с небольшими техническими участками, по трассам весьма умеренный пробег. Все больше по приятным регионалкам. Было и под 5к набора, и хорошие градиенты – на знакомом участке от Канева до Триполья. То есть поездка была заметным челленджем – не просто накрутить по равнинке три нуля, ради галочки.

За подбор маршрута надо благодарить оргов – Сумской клуб на высоте! Капитан – Мина Мороз. С прокладкой, кажись, помогал Игорь Волков.

Очень чувствовалось, что в организацию пошло море внимания – заказаны не только спальные КП с отличными перекусами, но и путевые обеды. Примерно посередине дня, каждые 8 часов. Я сам пришел к такой же цифре, что все 15 часов ехать на сухомятке нежелательно, – и так же организовывал. Но сомневаюсь, что получилось бы так же хорошо.
Уровень внимания к деталям – сказочный. В стартовых пакетах и кофеин, и снотворное, и беруши. Страховка. Даже углеводные снеки перед стартом с сонных КП. Фантастическая забота.

Еще поразился точности плана движения. Мой хронометраж пошел вверх тормашками уже после 250 км, а план Марины Мороз работал до финиша с точностью до часа. В десятку!

Что же дальше, перебирать впечатления, как положено в классическом бреветном мемуарии? Передать все что было никак невозможно, это можно только прочувствовать вживую. Пожалуй, органичусь “фазами райда”, подсветив самое яркое. А там перейду к практическим урокам, которые сгодятся на будующее.

Стартовали в 22, и это было идеальное время. На старт вышла чертова дюжина райдеров – слоты были ограничены, чтобы создать действительно теплый и ламповый бревет. Отличная компания – на тысячный старт выходят только по-настоящему упоротые райдеры.
На Полтаву катили по идеальному покрытию, безопасно. А ночная свежесть, запахи зелени! Найт-райд после теплого августовского дня – это сладкий сон в летнюю ночь.

Вообще в поездке с погодой нам повезло, было сухо, застали разве до получаса накапывания. Без встречного ветра, впрочем и без попутного. В среднем по больнице нейтральная ветровая картина. Днем солнце пригревало и плавило, как и положено летом. Но до 30 и воздух все время чуть прохладный, это выручало. Августовские ночи бывают прохладными, доводилось и утепляться виндстопперами.

Сумская команда двигалась дружной колонной, не только эту ночь, но и весь маршрут. В режиме Флеш-команды. Как козацкий взвод во главе с атаманшей! Для меня было честью ехать вместе с Сумской гвардией. Думаю, разделим еще много дорог.

Чувствовалась клубная атмосфера и теплая дружественная обстановка, в отличие от древней идеи бревета как “вызова, брошенного всему миру” – чтобы райдер преодолел все трудности без малейшей помощи и доказал “я сам могу!”. Вплоть до того самого правила “рандоннер рандоннеру волк” – что за помощь в дороге, райдер может забрать бреветную карту у того, кому помог (с демоническим хохотом, конечно).

В нынешние годы эстафету максимальной демонстративности (я могу!) переняли старты на выносливость вроде айронменов. Бреветы же содержат больше философии и дзена, чем показухи. Так же, как искусство владения мечом – это нечто большее, чем кто кого первый зарубит.

Перед Полтавой нас встретил Andriyich Oleh – призрак полтавских дорог. Он проедется с нами до самого до Канева и накатает петлю более чем в полтысячи км.

Дневной райд через Кременчук и Светловодск очень порадовал видом на дамбе. Свежий ветер нес нам животворющуюю свежесть, а волны ударялись о берег с такой силой, что брызги долетали метров 7 до самой дороги. “А ветер дул, с костей сдувая мясо, и радуя прохладою скелет”.

До Чигирина пошли холмистые холмы, красивые виды, зелень.

Затем был Суботов, – культовое место, сердце козацкой державы. Райд на Черкассы уже в темноте. Жаль, что дорога на Суботов так подубита, ведь туда не должна “заростать народная тропа”.

Удобный современный хостел, короткий отдых и райд на Канев, на Тарасову Гору, и дальше – на Киев. Здесь мы с отцом Петром Семащуком отправились на домашние ночевки, а большинство райдеров – в отель под Пырятином.

Фото Van Ferum

Дорога от Пырятина до Сум великолепна. На 99% идеальный асфальт, приятные умеренные градиенты, отличные виды. И посредине — домашнее кафе Три крыныци, где хозяева нас встречали на высшем уровне. Велосипеды – сюда, умытся – туда, охладиться в ручье – тут, покажем. Вкусный обед и омовение в живой джерельной воде освежили невероятно.

Захотелось даже выехать из 3-х суток, и следующие 6 часов я пришпоривала темп и экономил время остановок. Но не судилось: стала спускать передняя бескамерка, уже по темени. Подкачивался, чтобы не бортироваться на ощупь, даже на ободе катил. Пока не добрался до освещенной остановки перед Сулой, где уже и вкинул камеру. Нельзя даже сказать, что покрышка была повреждена в каком-то определенном месте. Она просто мироточила давненько из многих мелких порезов, и герметик просто закончился. Та же история с задним колесом: туда я вкинул камеру еще утром где-то перед Яготином. Похоже, тащился всю ночь с прилично спущенными бескамерками, но из-за сонливости не понимал отчего так медленно качусь по трассе. Вышло как у классика: “І несвідомо хочеться катать на фетбайку по жнивам”.
Это из гениального эпигонства, «Гамлет, або фєномєн Київського рандонізму»
Только к 8 утра заметил и поправил спущенные бескамерки, и сразу поехал на 30% быстрее – возможно, на плохом накате я потерял с полтора часа времени за ночь.

Пока я превращал переднюю бескамерку в классический кличер, как раз подтянулся Иван Железняк, вместе и доехали до финиша.

А теперь полезный (ж)опыт.

(1) Сон. Впервые ехал бревет со сном, мою первую 600-ку я катил нон-стоп на кофеине. Так надо было, из-за поломки.

Получился крайне поучительный эксперимент, потому как в сутки старта я спал всего 3 часа, были “стрессовые условия для эксперимента”. До спального КП в Черкассах проехал на 9 таблетках кофеина, с нормальной бодростью. Там спал как-то беспокойно, отрывками, максимум час-полтора.

Но это меня вполне перезагрузило, и в 5 утра весьма бодро отправился на Канев. А вот за Ржищевом меня уже изрядно клонило. Темп упал, и не работал ни кофеин, ни музыка из колонки. Попробовал тот самый бреветный сон на остановке за Соймами. Вытер лавку салфеткой, прилег, прислонив к себе вел. Все по канону:
“рандоннер считается уставшим, когда удобно спать головой на бордюре и укрываться велосипедом”.

Будильник на 20 мин. Как раз когда сработал, мимо пронеслась Сумская гвардия – основная группа.

Результат сна отличный: заменяет минимум 2 таблетки кофеина и дает 4 часа полной бодрости. Но стоит остановки в 30 минут, да и нужно найти достаточно комфортное и безопасное место.

Второй сон в Киеве тоже выдался в полтора часа – дома я уже засыпал на ходу, помню что сидел с ложкой в руках над тарелкой, и время вдруг перепрыгнуло на 20 мин. вперед. Встретились с отцом Петром на Осокорках, вернувшись на трек, и он уехал вперед по Бориспольке в ночную прохладу. Я бы его темп под 30 не удержал даже на колесе.

Тянулся я по этой самой Бориспольке сонно, заезжал на заправки – то чаю попить, то в Березани подремать 15 мин. сидя на барном стуле. В общем, лучше бы я то время потратил дома на дополнительный час сна. Вполне верю совету Марины Мороз – два с половиной часа достаточно, чтобы чувствовать себя отлично и ехать весь день в удовольствие.

Когда ты едешь 15 часов в сутки, организм существует на повыщенном пульсе, на другом уровне активности. Тело живет в другой физиологической реальности, где обычные правила не действуют. Ночной сон у нас проходит как циклы из повотряющихся фаз, и в первую половину ночи проходят 2-3 цикла с фазами глубокого сна, где происходит наиболее быстрая регенерация тканей и пополнение ресурсов. Под утро крутятся циклы, где все более преобладает быстрый сон, где как-то моделируется реальность и разыгрываются сценарии событий (те самые красочные сны разной бредовости). Именно этими подутренними циклами можно вполне пожертвовать на пару суток и чувствовать себя прекрасно. Проверил на себе, и крайне доволен экспериментом.

(2) Overuse injuries. Как же этот фиттерский термин перевести? Проблемы перенагрузки?

Первое и самое важное – колени и коленные связки у меня продержались. Ну и я их берег: катил на каденсе, никакого силового вкручивания. Не вставал на ноги – риск потянуть связки, продавливая их всей массой тела. На соточке у дома можно восстановить колени между райдами, а на бревете – нет. Какие-то ощущения там, конечно, были, но ничего постоянного и болезненного.

Контактные точки – на такой дистанции, понятно, совсем без дискомфорта не бывает. Но он должен проходить как только остановишься. Ну и конечно, не портить удовольствие от райда.
Как ни странно, больше всего досталось у меня третьей точке – кистям. Левая жаловалась уже на первой четверти дистанции. Двигал хомут манетки на трубе, чтоб изменять давление. Ну у меня и фиттеры заметили асимметрию в плечевом поясе, – reach правой руки больше.
Фактор для нагрузки на кисти еще тот, что я использую феншуйную шоссейную посадку, с выносом, забитым в рулевую. Это имеет приятные бонусы, но больше веса ложится на кисти. В последние ходовые сутки я изобретал весьма извращенные хваты для левой руки, в том числе втискивал ее в дроп и упирался пальцами в трубу и сверху. За этим всем делом я мало менял хват правой руки, и какому-то нервному ответвлению досталось. Чувствительность первых фаланг на 4 пальцах неполная и восстанавливается понемногу. Это, конечно, не здорово. Надо чуть уже рулий, и, возможно, перчатки с большей опорой или упругой вставкой. Можно, конечно, на руль намотать два слоя обмотки, но для хвата на дуале это ничего не даст.

Вторая точка в хитпараде – вторая. Седло/седалищные бугры. На тертьи сутки этоний уже не убирал дискомфорт полностью. Тут решение на стыке посадки, памперса и седла. Нужны неспешные эксперименты, проблема едва заметная.

Третья точка – стопы – как ни странно, показали минимальный дискомфорт. Несмотря на то, что туфли мне чуть великоваты, в них натыкано двое стелек и вставок под разные своды стоп. Да и подошва не очень жесткая, что считается минусом для стабильности педалирования

(3) Экипировка. В первый раз выехал с подседелкой на 6Л, которая на 4 стропы. Крайне доволен. У меня был опыт турпохода с полностью набитой 17Л подседелкой на 5 строп. Крепить ее было неудобно, и доставать что-то на коротких остановках сложно. Груз чисто для туристических ночевок. Сумка же поменьше держится отлично, и шастать тута почти так же удобно, как в рюкзак. Без всех минусов рюкзака.

Фару задумал менять. У меня Сonvoy на 18650 аккумах, и даже те, что 3400 mAh держат свет в 400 люмен всего 100 минут. Потом еще часика 2 светят на 200 люмен, но это уже тускло. Значит, за ночь нужно 3 раза менять аккум, останавливаясь на 4-5 мин. За трое ночей это потеря времени в 45 мин, и лучше это время пустить на сон.

Белые рукава и штанины с белой формой – отличная замена солнцезащитному крему. И скорее всего уменьшает нагрев. Под шлем не помешает белый ультратонкий бафф, защитить голову от енотовых полосок, да и затылок. К тому же это завершит костюм бедуина.

Лицо прилично обгорело, пожалуй, нужно брать на борт микрофлакон крема и защищаться.

Бортовое питание, музыка, электролит во фляги, кофеин… Это уже старые, проверенные ноу-хау. Разве можно попробовать для себя раздвинуть интервал между таблетками с 2 часов до 2.5-3-х. На четвертом часу уже заметно ухудшенное соображение, значит, слишком большой интервал. Кстати, всего за трое суток пошло 18 таблеток. Все-таки они горькие, и если уже раздражают желудок, то хорошо подстелить бананом.

(4) Темпоральный анализ. Я записал время всех остановок, вот теперь попробую вытянуть из этих цифр что полезное.

Общий лимит 75 ч = 4500 минут. Зачетное время 4385. Осталось всего 115 мин. запаса, и этого мало – если маршрут сложнее, труднее погода и больше поломок.

Ходовые сутки N1. Дистанция 430 км. Время движения 24:54 = 1494 мин., из которых остановок 244 мин. На тех. проблемы там было 24 мин.

КТ = 57 мин. / 100 км (коэффициент тюленинга)

Много это, час на сотку. На коротких бреветах (200-300-400) я считаю нормой до 30 мин., если без тех. проблем

Спальное КП Черкассы 05:46 = 346 мин., из которых не больше 90 сна. Явно ниочинь, но это первое спальное КП, первый блин.

Ходовые сутки N2. Дистанция 210 км (зато с хорошим набором и градиентами).

Время движения 13:40 = 820 мин., остановок 115, из которых 15 мин. сна.

КТ = 55 мин. / 100 км. Все так же много. Или пересмотреть норму на 1000?

Спальное КП Киев. 06:33, впрочем, из них 50 мин. комьютинг по Киеву не по треку.
Сон 90 мин. Тоже непродуктивное использование спальной остановки. Самая большая слабость у меня за весь бревет

Ходовые сутки N3. Дистанция 360 км. Время движения 22:12 = 1332 мин.

остановок 220 мин., из которых на тех. проблемы 72 мин.

КТ = 61 мин. / 100 км. Впрочем, без тех. проблем было бы красивее:

(220 — 72) / 3.6 = 41 мин.

Если лучше выспаться и без проблем, то можно было приблизиться к 30 мин. норме.

Всего на ходу 3067 мин. из общего времени 4385 мин., то есть остановки заняли 30% времени от старта до финиша. Средняя 19.6 км/ч

Для сравнения на моей последней Винницкой 300, со средним набором,
КТ = 29 мин / 100 км и остановки составили 10.5% времени на маршруте

А за цифрами и дальними планами – райд был по-настоящему удачным. Но как спортивное развлечение я его пока не вижу. В том смысле, что в режиме Individual Time Trial весело ехать короткие бреветы (200-300-400), прикладывая все силы и умения, чтобы азартно играть на результат. На 1000 ради ITT нужно урезать сон, что урежет удовольствие от райда, сделает его опаснее. 600-ка – что-то пограничное, там можно пробовать.

Миллениум-райд стоит ехать под лимит с разумных запасом в Х часов. Ехать, чтобы раздвинуть свой горизонт, познать истинный бреветный дзен. Испытать свою выносливость, разобрать себя на винтики и гаечки, чтобы собрать обратно, но уже как лучшую версию — сильнее, выносливее.

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Alex Bakkalinskiy

Комменты Facebook

Disqus (0)

bikeincity

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: