Bike in City

Краткая история велосипедных очков: от начала ХХ века до наших дней

Крутезний матеріал від Южная велосипедная Лига та Юрій Макаліс про історію виникнення та еволюцію велосипедних окулярів.


Совсем недавно компания 100% и Петер Саган представили ультралёгкую модель велосипедных очков Hypercraft, весящую всего 23(!) грамма, и представляющую воплощение стиля, технологий и скорости. Велосипедные очки прошли путь от элемента защиты от солнечных лучей до предмета моды и стиля. Давайте вернёмся в прошлое и проследим развитие такой важной части экипировки любого велосипедиста ( и не только) как очки, посмотрим на производителей, технологии и известных велосипедистов, носивших самые знаковые, известные, удобные (а порой и не очень) и технологичные очки.

Петер Саган в 100% Hypercraft
Вернемся в начало 20 века – время бурного развития технологий. Многие идеи переносились из военной сферы, и в частности из авиации ( впрочем, говоря об очках, следует упомянуть любой быстродвижущийся транспорт). А так как велогонки проходили под палящим солнцем, а дороги — обдуваемые ветром и пылью – возникла потребность в защите глаз спортсменов. И первые модели очков для спортсменов были скопированы из авиации. Сделанные из стекла, металла и кожи, выглядящие поистине грозно, но при этом защищающие, они были выбором чемпионов того времени: Октава Лапиза, Филиппа Тиса и Оттавио Боттеккии – на старых фото Вы можете увидеть их, и не только, в таких моделях очков. Однако большинство спортсменов ездило без очков.

Оттавио Боттеккиа
Тут нужно также упомянуть, что очки нужно носить не только для комфортного пребывания на солнце, но и для защиты глаз от ультрафиолета, который может вызывать разнообразные заболевания глаз — от конъюнктивита до катаракты и глаукомы. Поляризованные очки появились в 1936, когда Эдвин Лэнд ( Polaroid ) изобрел линзы с поляроидным фильтром.
Но вернемся к велоспорту. В начале 1950х солнцезащитные очки начали приобретать тот узнаваемый вид, какими мы знаем их сегодня – и такие версии очков были использованы велосипедистами. С тех пор авиа очки все еще можно было увидеть в пелотоне – однако они были модифицированы: кожу заменил пластик, а оправа стала легче.

Великий Эдди Меркс

Фаусто Коппи
Именно тогда компании Persol и Ray-Ban были в авангарде развития дизайна и стиля в индустрии моды и производства солнцезащитных очков, а известные киноактеры, носившие их, делали модели популярными. Начинают применяться новые материалы для оправ (нейлон) и линз, изменяется покрытие. Один из самых известных гонщиков того времени – Фаусто Коппи – икона стиля и символ эпохи, носит легкую и популярную модель того времени – Авиаторы. Это была одна из первых моделей очков, применяемых в велоспорте с современным дизайном. И так как качество дорог улучшалось, и пыли становилось меньше, постепенно выходит из использования модель авиаочков, плотно облегающих лицо.
Одним из известных гонщиков 60х использующих солнцезащитные очки был Ян Янссен – победитель Тур де Франс 1968 года. Однако причиной, по которой он носил очки были не защита глаз, или желание выгладить модным, а то, что он страдал близорукостью.

Ян Янссен – победитель Тур де Франс 1968 года
И даже в последующие десятилетия, большинство из тех гонщиков, кого можно было увидеть в пелотоне в очках – надевали их именно по причине проблем со зрением. Одним из них был «Профессор» Лоран Финьон, получивший такое прозвище именно по причине ношения очков. На протяжении всей карьеры с 1982 по 1993 года его можно было видеть в характерных очках в оправе с круглыми линзами.

Лоран Финьон
Но в 80х произошла революция в дизайне и использовании очков в велоспорте. Несколько компаний стояли у истоков это революции. В частности, Carrera, выпускающая с 1956 года очки для лыжных видов спорта, применяла пластик и сменные линзы в своих моделях очков – была одной из первых в создании дизайна велоочков. Но был один человек, кардинально изменивший представление о дизайне и применении оптики в спорте. Им стал профессиональный мотокроссмен Джим Джанард, а компания, которую знает теперь весь мир, и точно каждый велосипедист, была названа в честь его собаки – Окли. В 1975 году Джим начал с небольшого бизнеса по изготовлению грипс и других запчастей для мото, однако позднее начал производить очки для горных лыж и мотоспорта. В 1984 году была произведена одна из самых знаковых моделей в истории спорта — Oakley Eyeshades.

Oakley Eyeshade
В то время как большинство гонщиков еще использовало модели авиаочков, Грег Лемон впервые использовал Oakley Eyeshades в гонке. Он лично, перед стартом Тур де Франса, обратился к Джиму с желанием купить дополнительные сменные линзы для этой модели. С тех пор очки стали непременным атрибутом гонщиков по всему миру и частью велокультуры. А рекламные плакаты Oakley — это отдельная история, которую хочется пересматривать.

Реклама от Oakley — One Love
В 1985 году Грег Лемон и Фил Андерсон стали официальными атлетами компании Окли. Огромные линзы и яркие цвета оправы, выделяющиеся в пелотоне, и моделями-прототипами очков, которые использовал Андерсон на гонке Париж-Рубэ, сразу привлекли внимание болельщиков.

Грег Лемон и в легендарной модели очков от Окли.
А уже в 1987 году почти половина гонщиков ездила в Eyeshadesах и сделали их одним из символов велоспорта.
Но Окли была не единственной компанией в эти года пробовавшей изменить дизайн очков. Появлялись новые бренды и новые идеи. Briko, Carrera, Rudy Project и даже французский бренд Look, имевшие опыт создания солнцезащитных очков в зимних видах спорта, пытались зайти на растущий рынок вело очков.

Carrera
Уже тогда команды и гонщики хотели не только иметь качественную пару очков: они хотели быть частью бренда. Как команды ассоциировались к Кампой или Шимано, так и гонщики хотели стать часть американского или европейского стилей в дизайне очков – именно такими мы видим легендарных про-райдеров с характерными очками на фотографиях начиная с конца 80х.

Роберт Миллар в очках от Окли
С этого времени развитие дизайна очков развивается максимально стремительно: применяются новые материалы и технологии в изготовлении линз и оправ, линзы приобретают различную окраску и становятся сменными. Брико (компания, основанная в 1985 году в Милане) внедряет «космический» дизайн, а Окли разрабатывает встроенные оптические линзы с диоптриями. Это стало хорошей новостью для Алекса Цулле.

Алекс Цулле
Но остановимся подробнее на Брико. Объект вожделения и непременный элемент экипировки многих великих гонщиков. В начале 90х выбор модели очков для про-райдеров был такой: если Вы позиционировали себя как спринтер или однодневщик, ваш выбор скорее всего останавливался на ярких Briko Shots. Марио Чиполлини и Франко Бальерин сделали эту модель легендарной.

Марио Чиполлини и модель Briko Shot

Микеле Бартоли

Йоан Мюзеув

Эрос Поли
Ну а если Вы были многодневщиком, «горняком» как Марко Пантани – Ваш выбор мог пасть на стильные Briko Stingers.
Однако не только итальянцы задавали тон в дизайне – легендарный Ян Ульрих ездил в Rudy Projects Noosa – такой же узнаваемый элемент экипировки немецкой легенды, как, например, форма T-Mobile или шлем Uvex.

Michele Bartoli. Mapei. Rudy Project. Классика!
Однако настоящим лидером рынка был Oakley – его уникальный дизайн, разработки и реклама были на передовой стиля того времени. Исключением (а возможно и маркетинговой шуткой) стала модель Over The Tops 2000 года. Возможно это была попытка компании радикально переосмыслить дизайн очков – точно мы уже вряд ли узнаем, однако выглядели они поистине уникально, особенно на индивидуальных гонках с раздельным стартом. Просто посмотрите на это – гонщики — как герои из фантастического фильма.

Over The Tops
Следующей вехой в развитии дизайна очков Окли стала модель Racing Jackets – Джордж Хинкэпи, как и многие из команды US Postal имели огромное количество расцветок этой модели. Вообще нужно сказать что Лэнс Армстронг стал лицом бренда Окли в середине 90х со знаменитой M-Framе, которую тогда наверняка многие хотели иметь.

Лэнс
Такие большие бренды как Specialized и Giro также внесли свой вклад в разработку новых идей для очков в велоспорте. Знаменитые Specialized Miura были замечены на лицах Филиппа Жильбера и Тома Боонена.

Том в модели от Спеш

Алессандро Петакки и Specialized Miura
Были компании, которые представляли запоминающийся и очень неоднозначный дизайн. Одним из примеров может служить модели очков от POC – на первый взгляд далёкие от вершин аэродинамики, но такие, о которых потом велись долгие разговоры на тренировках велосипедистов всего мира. Яркий пример – выступление Райдера Хэшдаля.
Кстати около 6 лет назад Окли выпустили коллекцию Heritage, в ознаменование своего 30-летия. В нее вошли классические Eyeshades, RazorBlades и Frogskins, немного модифицированные, но имеющие тот самый узнаваемый дизайн.
Говоря о прошедшем десятилетии выберем знаковые и запоминающиеся модели, которые носили известные гонщики. Какие ассоциации у вас вызывает имя Альберто Контадора? Скорее всего очки бренда Zero RH+, в сочетании с красной майкой лидера Vuelta a Espana.

Конта
А если мы говорим о Марке Кэвендише? Вот тут отметим несколько моделей от Oakley: Jawbreaker и одни самых знаменитых сегодня (и часто копируемых) Jawbone. Вообще модели Oakley стали объектом копирования всех кому ни лень: от ноунейм китайских до известных производителей.
Кто сейчас задает стиль и что мы видим на гонщиках в про-туре и аматорах? Сначала о моделях от Oakley. Flight Jacket Prizm Road – по мнению многих гонщиков – удобная модель, причем используемая как на шоссе , так и в МТБ. Oakley Sutro – модель, которую сделал знаменитой победитель прошлогодней Большой Петли Эган Берналь. Oakley Radar EV – выбор Тибо Пино. Racing Jacket – очки Герайнта Томаса. Oakley Portal. На сегодняшний день в очках бренда Окли ездят гонщики Team Dimension Data, CCC Team, Team Ineos, Team Sunweb, Movistar Team, Team Katusha-Alpecin.

Эган Берналь

Герайнт Томас в модели Racing Jackets

Сами знаете кто)
Не можем не упомянуть произведение инженерной мысли – очки, разработанные совместно ASSOS и Carl Zeiss. Лука Паолини в очках от ASSOS – классика 2010х. Советуем почитать о модели Zegho G2, каждая пара которой изготавливается вручную в Италии, для чего требуется 22 этапа изготовления и физическое участие 37 человек.
Julbo – еще один высокотехнологичный бренд, используемый профессиональными гонщиками по всему миру.
И отметим, на наш взгляд, оригинальные и интересные модели очков, которые можно увидеть в Мировом Про Туре. POC Crave – выбор гонщиков Education First Pro Cycling.
Rapha Pro Team Flyweight (Линзы, изготовленные в итальянском филиале фирмы Carl Zeiss)
И, конечно, бренд, который мы упомянули в самом начале – 100%. Модель Hypercraft – сейчас самая легкая в мире – всего 23 грамма – они легче чем Oakley’s EVZero (около 22-25 гр) и Smith’s Pivlock (около 28 гр).
Каким дизайн очков будет в будущем — интересный вопрос. Пока присматриваемся к Про-Туру и такими брендами как Ekoi (Deceuninck–Quick-Step), Koo (Trek-Segafredo), Bolle (AG2R La Mondiale), Shimano (Team Jumbo-Visma), Scott, Rudy Project (Lotto Soudal, Team Bahrain Merida).

Ekoi Perso Evo 9
По материалам сайта Cyclingtips.com , Wikipedia.com.
А на десерт – наш топ 10 очков, замеченных на гонщиках на ивентах от Южной Велосипедной Лиги. Ждем Вашего мнения, кто самый стильный! А также Ваши фото в необычных и стильных вело очках!

Авторство — Южная велосипедная Лига та Юрій Макаліс

Заметили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Блоггер Bike in City

Это общий аккаунт для всех блоггеров–новичков. Автор публикации указан в тексте.

Если хотите опубликовать материал на Bike in City или завести персональный блог, напишите Богдану или Йонасу.

Комменты Facebook

Disqus (0)

bikeincity

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: