Так получилось, что думая о трансмиссии велосипеда маркетологи и велосипедисты всегда решают немного противоположные задачи.
С первыми все просто — они хотят продавать как можно дороже и как можно больше.
Вторые же — хоть и любят тратить деньги на драгоценное хобби — все-таки желают делать это с определенным намеком на разумность. Как минимум — пытаются ее, эту самую разумность — имитировать.
Поскольку в специально организованных местах армию маркетологов уже долгие годы обучают «сравнительно честным способам отъема денег у населения», попробуем что-нибудь этому противопоставить.
«Юному маркетологу»
Основа увеличения выручки компании — представление продуктов в максимальном широком спектре сегментов рынка.
Если коротко, общая теория этого безобразия выглядит так:
Во-первых: мы должны продавать тем, у кого вообще есть хоть какие-то деньги, чтобы покупать нашу продукцию. Тут важно быть настолько дешевым, насколько это возможно — так мы заберем деньги потребителя для которого важна цена. Если мы должны сознательно ухудшить качество собственной продукции, чтобы не конкурировать со своим основным продуктом — мы обязательно это сделаем. Таким путем появляется трансмиссия уровня Shimano SIS, Tourney и Sram X3
Так, для этого сегмента мы готовим товар с внушительными ограничениями, с целью ухватить клиента по минимальной цене — клиента уже отдавшего нам своими деньги и, потенциально, мечтающего о наших товарах следующего уровня.
Во-вторых: мы должны создавать и активно продать товар не имеющий серьезных компромиссов в плане качества и возможности удовлетворять потребности покупателей. То есть — мы должны продавать тем, кому нужен именно наш товар и кто готов приносить свои деньги именно нам, потому что мы делаем именно то что нужно по приемлемой цене.
Для покупателей из второго сегмента — мы заботимся о качественном и массовом товаре, глубоко удовлетворительного качества — этот покупатель — основа нашего материального благополучия.
И, наконец, самое приятное — в-третьих — мы должны продавать товар тем, кто не признает никаких компромиссов в плане качества и готов «за ценой не постоять».
Для нуворишей из третьего сегмента — мы снимаем с себя все ограничения, исполняем все капризы, создаем легенды и снимаем с этих ребят свои финансовые сливки.
Мы делаем DuraAce, XTR, Red, X1 Eagle, SuperRecord.
Все просто, понятно, логично, мы готовы к завоеванию Вселенной — но, что это?
Конкуренты?!!
Первые маркетологи столкнувшиеся с этой проблемой поймали за петличку в коридоре парочку инженеров и перепуганные маркетологами инженеры, как обычно, нашли техническое решение экономической проблемы — ввели стандарт.
А давайте, предложили они — придумаем стандарт.
Свой собственный, как Луна-парк.
Так, чтобы все части трансмиссии были совместимы между собой только если их купили у нас.
Маркетологи напряглись — и, конечно, — все потребителю обосновали.
Так начался один из самых великих холиваров. Датой начал можно считать 1984 год, когда Shimano представила индексную трансмиссию — до этого покупатели особо не беспокоились о совместимости компонентов.
Никакого волшебства
Давайте определимся с терминологией и механикой всего этого трансмиссионного дела.
Переключение передач на велосипеде обеспечивает механически связанная конструкция:
Манетка (шифтер, дуал) — задний переключатель скоростей — кассета.
Помимо количества передач, каждый элемент трансмиссии обладает собственными параметрами:
- Манетка — ход тросика.
- Задний переключатель — коэффициент параллелограмма .
- Кассета — количество звездочек и расстояние между ними.
Арифметика простая: ход троса манетки умножается на коэффициент переключателя — получается расстояние перемещения заднего переключателя — оно должно быть максимально близко к расстоянию между звездами кассеты.
Для любых комбинаций, где эта математика складывается с минимальной погрешностью — использование возможно.
Мы не будем приводить здесь все полные таблицы таблицы параметров — их можно найти по ссылкам в конце статьи.
Постараемся описать общие принципы и конкретные, проверенные примеры рабочих комбинаций оборудования разных уровней и производителей.
Если вы катаете исключительно на МТБ, используете только мтб манетки и не планируете никакого колхоза связанного с дуалами и шоссейной трансмиссией, то у меня для вас хорошие новости — большую часть этой статьи можно не читать.
Коэффициент параллелограмма Шимано фиксирован для всех групп от 6-ти до 9-ти скоростей и составляет 1,7.
Следствие:
Вы можете брать ЛЮБОЙ задний переключатель Shimano 7-9 скоростей, без разницы — горный или шоссейный и он будет работать с любой манеткой Shimano на 7-9 скоростей и соответствующей манетке кассетой.
Ограничения — длина лапки переключателя должна соответствовать размеру максимальной звезды кассеты и обязательно учитываться паспортная «емкость переключателя», рассчитываемая по формуле:
Максимальная звезда кассеты — Минимальная звезда кассеты + Максимальная звезда системы — Минимальная звезда системы.
К результату к этой формулу еще докидывается +2 если речь идет о трипле, а не дабле.
Количество скоростей на вашем велосипеде задает именно шифтер и кассета — важно, какая у вас стоит манетка, а не задний переключатель!
Для 10 и 11 скоростей Shimano уже есть различие между шоссейными и горными переключателями.
У них разные коэффициенты параллелограмма:
Шоссе — 1,7 для 10-ти, 1,4 для 11-ти.
МТБ — 1,2 для 10-ти, 1,1 для 11-ти.
(Оба эти стандарта Shimano называет Dyna-Sys — но, как понятно из разных соотношений — они несовместимы).
Задние переключатели Sram на 7-9 скоростей имеют коэффициент параллелограмма 1,1.
Следствие:
Родной коэффициент Sram переключателей — 1.1 — такой же, как у 11-ти скоростного шимановского горного (Dyna-sys).
То есть — если у вас вдруг завалялся 8-9 скоростной Sram переключатель, а вы решили переходить на модную 11-ти скоростную трансмиссию, то возможно решительно сэкономить на заднем переключателе, прикупив только шимановские Dyna-Sys манетку и кассету.
Переключатели Campagnolo бывают двух типов — «старые» и «новые». С коэффициентом, соответственно 1,4 и 1,5.
К «старым» относятся переключатели до 9 скоростей включительно. Найти их уже достаточно проблематично даже на вторичном рынке.
К «новым» — переключатели от 9 скоростей и выше. Да, вы все правильно поняли — 9-ти скоростной переключатель может быть как и старой, так и новой версии. Впрочем, вероятность наткнуться на «старый» — крайне мала.
Отдельный ребус для пользователей представляет из себя шоссейная серия Shimano 4700.
Тут маркетологи Shimano гульнули на все деньги.
Хотя эта серия относится к 10-ти скоростной шоссейной трансмиссии, коэффициент заднего переключателя 4700 — 1,4
Такой же как у 11-ти скоростного.
Но, для обеспечения совместимости с 10-ти скоростными кассетами Shimano — ход тросика у шифтеров Tiagra 4700 свой собственный — 2,8 мм.
Следствие:
Если на вашем велосипеде стоит полный групсет Tiagra 4700 и вы желаете перейти на 11-ти скоростную шоссейную трансмиссию Shimano — вы можете оставить задний переключатель 4700 и заменить только шифтеры и кассету, сэкономив на стоимости заднего переключателя.
Посмотрим повнимательнее на ход тросика шифтеров Tiagra 4700…
2,8 мм — что-то совсем знакомое и родное — это же ход демократичной Шимановской восьмерки!
Хм, то есть, если вам почему-то захочется вместо дешевого Claris’а использовать дуалы Tiagra 4700 — милости просим!
Здравого смысла, впрочем, в этом не очень много.
Следите за руками
Посмотрим на ход тросика 4700 еще раз…
Судя по всему, психостимуляторы для шимановских маркетологов работавших с серией 4700 частично спонсировали инженеры Campagnolo.
Ход в 2,8 мм — это классические, обожаемые народом дуалы 10-ки Campagnolo!
Задний переключатель серии 4700 — это ваш льготный билет в чудесный мир где обитают волшебные шоссейные дуалы из солнечной Италии с поэтически-манящими названиями: Xenon, Mirage, Veloce, Centaur и даже Record.
Точнее — для организации такого колхоза подходит любой 11-ти скоростной шоссейный переключатель Shimano, просто 4700 — самый демократичный вариант по цене.
Так уж повелось, что камповские дуалы всегда получались легче и дешевле чем соответствующие по уровню дуалы Shimano.
Но Campagnolo уверенно зарабатывала свое на задних переключателях и кассетах.
Например, покупка 10-ти скоростных шифтеров Veloce вместо дуалов Tiagra 4700 сэкономит вам 110 грамм веса и примерно 50 евро. При сопоставимом уровне качестве и лучшей, по мнению некоторых велосипедистов, эргономике.
Появление заднего переключателя Tiagra 4700 — позволит использовать вместе с камповскими дуалами шимановские 10-ти скоростные кассеты, более дешевые, и, самое важно — доступные.
Следствие:
10-ти скоростные дуалы Campagnolo + задний переключатель Shimano Tiagra 4700 + любая 10-ти скоростная кассета стандарта Shimano — прекрасно сочетаются в одно целое.
С появлением заднего переключателя 4700 — степень колхоза при объединении Campagnolo и Shimano уменьшается в разы.
Больше никаких хитроумных подстроек и hubhub’ов (нестандартный способ крепления тросика к заднему переключателю.
Можно долго ломать копья в холиварах, но многие вполне обосновано считают эргономику шоссейных дуалов Campagnolo более приятной, чем Shimano и Sram.
Следствие:
Если Вам вдруг захотелось заколхозить какой грэвел или монстеркросс, и емкость шоссейных кассет вас категорически не устраивает, а использовать модный в этом сезоне Sram Rival 1×11 не позволяют финансы или религиия — шоссейные дуалы Shimano или Microshift на 10 скоростей прекрасно можно спарить с задним переключателем Shimano МТБ на 9 скоростей. Это позволит использовать 10-ти скоростные кассеты до 40 зубьев включительно (при использовании переключателя с длинной лапкой).
Вы можете использовать 10-ти скоростные дуалы Campagnolo для работы вместе с 8-ми скоростной трансмиссией Shimano. Это достаточно оправданный вариант, если сравнить вес и стоимость дуалов.
Нетрадиционный секс. Hubbub.
Если вы оказались случайным или неслучайным обладателем дуалов Campagnolo, но категорически не желаете связываться с кассетами (а также барабанами задних втулок) собственного кампаньоловского стандарта — ваш ждет увлекательное путешествие в мир нетрадиционного способа закреплять тросик на заднем переключателе.
Это позволить использовать следующие комбинации:
11-ти скоростные дуалы Campagnolo + шоссейный переключатель Shimano (8-10 ск) = шоссейная кассета Shimano на 10 передач.
10-ти скоростные дуалы Campagnolo + шоссейный переключатель Shimano (8-10 ск) = шоссейная кассета Shimano на 9 передач.
Лишние положения (щелчки) дуалов можно попробовать заблокировать с помощью подстроечных болтов
В чем смысл подобных пертурбаций?
Дуалы Campagnolo дешевле и легче дуалов Shimano. И, по мнению многих фанатов — удобнее.
(при использовании подержанных компонентов — эта разница в цене может быть еще больше).
Или, например — у вас уже есть оборудование разных производителей и вы хотите использовать его вместе.
Хотя, если вы в достаточной степени безумны — с трудом могу представить ситуацию, когда это может понадобиться — любой Шимано-совместимой 8-ми скоростной мтб-манеткой без дополнительной подстройки можно управлять 10-ти скоростной трансмиссией Campagnolo (переключатель+кассета). С потерей пары звезд кассеты, естественно.
Скорее жив
Хотя в ряде велодисциплин происходит достаточное обоснованное, по мнению многих, отмирание переднего переключателя скоростей — он все еще остается обязательной деталью трансмиссии, там где ширина диапазона или близость передаточных чисел остается важным фактором (в туризме и шоссейном спорте). В этих областях альтернативы переднему переключателю пока не предвидится.
Что касается совместимости — несмотря на различный ход тросика для шоссейных и горных переключателей (6,75 против 9,75) — обычно, (в случае дабла) никаких проблем с переключением мтб переключателя шоссейным дуалом не случается.
Вопрос, как правило в одном — подходит передний переключатель к вашей раме или нет.
Передние переключатели различаются по:
- способу крепления к раме (хомутом к подседельной трубе, за проушину, директ маунт);
- по виду тяги кабеля (верхняя, нижняя, двунаправленная);
- по числу звезд системы (дабл или трипл);
- по месту перемещения рамки параллелограмма (нigh clamp — рамка ниже крепления, low clamp — выше крепления, side-swing — оси параллелограмма вертикальны);
- горные и шоссейные.
Если коротко — использование шоссейных дуалов с мтб системой и мтб переключателем на мтб раме — обычно не вызывает проблем. Появление шоссейного переключателя на мтб раме — нежелательно — большинство шоссейных переключателей с нижней тягой, что крайне редко встречается на рамах горных велосипедов.
Исключение опять составляют передние переключатели линейки Tiagra 4700 и 11-ти скоростной шоссейной Shimano — здесь совсем иной ход тросика и коэффициент параллелограмма — использовать их с другими трансмиссиями не получится.
Передние переключатели довольно свободно относятся с несоответствию по количеству передач, но надо понимать, что переключатели 10 скоростной трансмиссии немного уже — широкая 8-9 скоростная цепь с большей вероятностью будет задевать передний переключатель при крайних положениях на кассете.
При выборе дабла или трипла стоит обратить внимание что умеет делать ваша левая манетка/дуал.
Шоссейные дуалы Shimano четко разделяются на дабл/трипл. То есть если вам захочется с дабла перейти на три звезды в системе — вам обязательно придется менять левый дуал.
При переходе наоборот — с трипла на дабл — менять дуал необязательно. Лишнее движение переключателя можно убрать регулировочными болтами.
Левые дуалы Campagnolo Ergopower до серий PowerShift были универсальными — они умели переключать и дабл и трипл. В последней серии — PowerShift это «исправлено». 🙂
Если подгорает
И так, если все-таки Вы увидели смысл во всем этом «велико-лепии» — и желание что-нибудь немедленно «слепить» неистово Вас обуревает, подведем итоги:
Способы совмещения компонентов условно можно поделить на:
- Жесткое следование задумке производителя — подбор компонентов одного производителя, одной группы, одного скоростного диапазона.
- Совмещение компонентов в рамках «зеленой зоны» — поиск комбинации компонентов выдающей в итоге нужное расстояние между звездами кассеты (без учета производителя, группы и скоростного диапазона).
- Апофеоз колхоза — «желтая зона» — использование дополнительной подстройки для получения нужного хода переключателя. (Варианты: крепление троса hubhub, отстройка положения заднего переключателя не от крайней звезды кассеты, а от средней — для компенсации расхождения между ходом переключателя и звездами кассеты).
- Ультрарадикальный — покупка и применение специальных механических компенсаторов хода троса для любого варианта комбинации компонентов:
Например здесь http://www.jtekengineering.com/shiftmate/shiftmate-compatibility-charts-choices/
Полезные ссылки:
https://www.sheldonbrown.com/drivetrain-mixing.shtml
https://bike.bikegremlin.com/1297/bicycle-front-derailleur-compatibility/
https://bike.bikegremlin.com/1339/bicycle-rear-shifter-compatibility/
https://www.hellride.ru/info/articles/mtb/hellride_obrazovatelnyy_zadnie_pereklyuchateli/
http://www.bikeblogordie.com/2017/10/mutant-chains-compatibility-and-cog.html
Комменты Facebook
Disqus (0)